Перейти к содержанию
Форекс Форум трейдеров Академии «MasterForex-V»

Lisa

Пользователи ST test (off)
  • Постов

    20
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Информация о Lisa

  • День рождения 29 января

Достижения Lisa

записался

записался (3/5)

0

Репутация

  1. Я полностью согласна с мнением combuster.В сатье человек только начал обучение и тут же бросил набив первую шишку. Статья не про то как идет рождение и становление трейдера с реальным доходом.
  2. Здравствуйте, разрешите мне задать вопрос. Можно ли вставить в опрос пункт: знакомство с целью делового общения или получение помощи в интересущем вопросе? С уважением.
  3. В предыдущих сообщениях очень много было информации о гуманистическом направлении педагогики. Я бы хотела представить статью о китайской педагогике, которая по своей сути является авторитарной. ПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕКА Заповеди семи мудрецов и китайская педагогика Культура — второй генезис человека. И.Г. Гердер, немецкий философ К огорчению носителей прославленных фамилий, способности человека по наследству не передаются. В этом заключается существенное отличие нашего вида от других животных. «Поскольку, — писал И.Г. Гердер, — специфическая черта человека состоит как раз в том, что мы рождаемся почти лишенные даже инстинктов и только благодаря продолжающемуся целую жизнь упражнению становимся людьми… то вместе с тем и история человечества необходимо становится целым, цепью, не прерывающейся нигде, цепью человеческой общности и традиции воспитания человеческого рода». Воспитание, образование и есть не что иное, как производство человека, в ходе которого биологические предпосылки: устройство мозга, анатомическое строение, генетическая структура, характер нервных процессов вида Homo Sapiens — преобразуются в условия его существования в качестве человека. За сорок тысяч лет человечество изобрело множество технологий производства способностей, умений и навыков — от архаичных жестов «делай, как я!», побуждающих индивида к автоматическому подражанию, до сложнейших социокультурных практик, позволяющих добиваться полноценного личностного развития слепоглухонемых детей. В том, что касается формирования способностей человека, возможности культуры почти безграничны. Тем не менее «производство человека» не является ни универсальным, ни самодостаточным. Оно всегда вписано в конкретные условия существования того или иного общества и готовит индивида к жизни в нем, причем к жизни в определенном качестве. «Quod licet Jovi, non licet bovi» (Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку), — гласит римская пословица. «Воспитания вообще», как и «человека вообще», не бывает. Люди различаются между собой не врожденными свойствами, якобы предопределяющими их место и значение в обществе, а по преимуществу полученным воспитанием и образованием. Институт образования всегда воспроизводит и закрепляет социальную структуру общества. Ярким свидетельством тому служит китайская педагогика. ДЕТИ РАСТУТ САМИ... При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Мо-цзы,древнекитайский философ и политический деятель. Несмотря на государственную политику ограничения рождаемости, дети и в наши дни остаются в Китае, особенно в провинции и деревне, главной семейной ценностью. Чем больше детей — тем богаче семья. «Но ведь воспитывать детей — огромный труд!» — замечает журналистка франко-немецкого телеканала Арте, автор документального фильма о демографических проблемах в Поднебесной. Реплика адресована китаянке средних лет, матери то ли десяти, то ли двенадцати детей. На экране — ее изможденное лицо крупным планом. «А зачем их воспитывать? — с улыбкой отвечает женщина. — Дети растут сами…» Ответ китаянки звучит парадоксально. Во всяком случае для европейских интеллектуалов, составляющих целевую аудиторию канала Арте. Ведь Китай — родина одной из самых древних и изощренных педагогических технологий. Технология эта, а точнее — целая система воспитания, господствовала в стране вплоть до последнего времени и получила закрепление в трех национальных учениях — конфуцианстве, даосизме и чань-буддизме, при бесспорном приоритете учения Конфуция (V в. до н.э.), канонизированного во время царствования ранней династии Хань (202 г. до н.э. — 25 г. н.э.) и фактически подменившего собой государственную религию. Еще в середине ХХ в. главный конфуцианский трактат «Ли цзы» оставался настольной книгой каждого образованного китайца. А этот трактат представляет собой не что иное, как подробный перечень скрупулезно описанных норм поведения (правил ли) во всех сферах жизни, своеобразный поведенческий катехизис, знание которого открывало человеку двери в публичную жизнь. Вряд ли героиня документального фильма Арте, равно как и миллионы ее соотечественников, читала трактат «Ли цзы», адресованный тем, кого в Китае называли цзюнь-цзы (благородными мужами): членам аристократических кланов, государственным чиновникам, составлявшим мизерный процент населения. Тем не менее в «росте» и ее детей реализовались принципы, изложенные Конфуцием, по крайней мере важнейшие из них. Ведь эти принципы оставались ориентиром воспитания для всех слоев китайского общества в течение тысячелетий. Только стремительное капиталистическое развитие страны в конце прошлого века подорвало педагогическую монополию конфуцианства, да и то лишь в мегаполисах. В СООТВЕТСТВИИ С НОРМОЙ Цзы-гун сказал: — То, что я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим. Учитель сказал: — Сы! Этого добиться невозможно! Конфуций Жизнеспособность и действенность конфуцианской педагогики обусловлены ее стержневой идеей — принципом дао. Дао — это путь, точнее — порядок. Конфуцианцы считали этот порядок универсальным законом мироздания, но его истинный и точный смысл раскрывает один из самых известных афоризмов Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Все должны выполнять свое предназначение и обязанности. Государь должен управлять государством, отец — семьей, остальные должны подчиняться. Этот порядок и есть дао — основа бытия каждой вещи и всей Вселенной. Быть причастным дао — значит знать свое место в социальной иерархии и соответствовать ему. По существу, принцип китайской педагогики воспроизводит главную заповедь семи мудрецов, начертанную некогда над входом в дельфийский храм: «Gnothi seauton» (Знай себя! Знай свое место!) — вот что это значило в античности. Следование дао, согласно Конфуцию, делает человека человеком. «Естественный» человек одержим страстями, вожделениями, эгоистическими интересами. От животного он отличается лишь внешним видом. Такому человеку конфуцианцы противопоставляли человека общественного, совершенным воплощением которого считался «благородный муж» — цзюнь-цзы. Цзюнь-цзы — это человек, который благодаря многолетнему воспитанию и самодисциплине утверждает своим поведением принцип жэнь — добродетель души. Жэнь переводится как гуманность, взаимность, человеческое добросердечие. По-китайски это слово пишется как комбинация иероглифов, обозначающих понятия «человек» и «два». В связи с этим европейские комментаторы обычно трактуют этот принцип как китайскую формулу «золотого правила морали»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Кант назвал это правило категорическим императивом нравственности — требованием разума, которое известно каждому человеку непосредственно, независимо от происхождения, воспитания, образования. При этом Кант исходил из идеи равенства людей. Все люди обладают разумом от природы, и он — стоит лишь прислушаться к его голосу — подскажет каждому, как дoлжно вести себя в той или иной ситуации. Нравственность требует не специального обучения, а свободы воли, побуждающей человека всегда относиться к другому как к цели, а не как к средству, то есть как к себе самому. Конфуцианский принцип взаимности (жэнь) понимался и применялся совершенно иначе. Прежде всего, идея равенства людей китайцам была неведома. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Какое уж тут равенство! Относиться к другому человеку нужно было соответственно его социальному статусу, а вовсе не «как к себе самому». Кроме того, это отношение (точнее — вся совокупность социальных отношений) никоим образом не являлось предметом свободы воли индивида. То, как следует относиться к другому в зависимости от его социального статуса, ситуации и обстоятельств, было зафиксировано в правилах ли. Эти правила были жесткими и однозначными и не допускали никакого «творчества». Дао как раз и рассматривалось в конфуцианстве как идеальное сочетание принципа жэнь и правил ли. Следовать дао означало знать свое место в социальной иерархии и вести себя с любым другим человеком в соответствии с подходящей для этого случая нормой. КУДА ВЕТЕР ДУЕТ? На стороне служить князю и сановникам, а дома — своему отцу и старшим братьям… Конфуций Письменно в Китае были зафиксированы лишь те нормы поведения, которые обосновывали и закрепляли стабильность государства. Государство же рассматривалось как большая семья. К чиновникам следовало относиться так же, как к родителям. Поэтому принципы воспитания детей и этика взаимоотношений с чиновниками совпадали. То, что нормы поведения фиксировались письменно, вовсе не означало, что их можно было освоить теоретически, скажем в школе. Ни в коей мере. Конфуцианский текст неотделим от ритуала и вне ритуала не является самостоятельной формой хранения и передачи социального опыта. Ритуал же осваивался подражательно. Поэтому на чиновников возлагалась огромная ответственность — они должны были служить образцом поведения. Им, как старшим, подражал народ. «Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда ветер дует», — учил Конфуций. Вообще принцип семейственности лежал в основе китайской государственной системы. Князь (ван) был главой, отцом семейства. Его братья и двоюродные братья, их сыновья, племянники и пр. были членами правящей фамилии и как таковые имели право на владение уделом как частью собственности семьи. Они отчитывались перед правителем за управление уделом. Они также должны были собирать людей и вести их на войну по первому требованию вана. Этот порядок получил закрепление и в императорском Китае (империя была основана Циньской династией в 222 г. до н.э.). Империя по-китайски обозначается словосочетанием тянь ся — под небесами. Слово же «император» в китайском языке напрочь лишено милитаристской нагрузки. Император — это не военачальник вроде Александра Македонского или Наполеона, а хуан-ди — августейший предок. «Властитель мира» по-китайски — это скорее мудрый отец. Империя — «Поднебесная» — означала одну семью, просто очень большую, разросшуюся до такой степени, чтобы объять все человечество. А во главе стоял отец — августейший предок. Принадлежность к клану, счет родства всецело определяли судьбу человека не только в аристократической среде, но и в простонародной. Уровень доходов, социальный статус, отношение к собственности, род занятий, возраст вступления в брак и брачные партнеры, круг повседневных обязанностей — все эти параметры жизни задавались семьей. При этом любая семья — от крестьянской до княжеской — строилась по принципу патриархальной геронтократии: власть принадлежала мужчинам и распределялась по старшинству. Старейший представитель рода обладал абсолютной властью. Отец был хозяином, главой, приказывал сыновьям выполнять ту или иную работу по своему желанию. Он мог выбирать им профессию, жен, определять, какое им дать образование, решать — наказывать детей или нет. В древности за неповиновение он мог даже убить их. Жизнеспособность китайской государственной системы, благополучно пережившей смены династий и иноземные завоевания, обусловлена прежде всего тем, что базировалась она на устоях традиционной семьи. Именно эти устои составляют костяк учения Конфуция, часто повторявшего, что он не изобрел ничего нового, а лишь напомнил истины предков. Конфуцианская педагогика потому и вошла в жизнь китайцев столь прочно, что выражала основные принципы этой жизни, воспитывала в соответствии с ними каждое новое поколение и таким образом способствовала воспроизводству и стабильности государства. Она словно бы цементировала традиционное китайское общество и государство. РИТУАЛ – ОСНОВА ПОРЯДКА — Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько раз должен присесть? — Ну… это на глаз. — Дикари! Из кинофильма «Кин-дза-дза» Главный конфуцианский трактат «Ли цзы» содержит 3300 единиц правил ли. Благородному мужу полагалось все их знать и выполнять. Правила эти регламентировали практически все сферы жизни, причем императивно и однозначно. Прежде всего, четко определялись ранговые различия между людьми. Каждому месту в социальной иерархии соответствовал круг прав, обязанностей и привилегий. Например, император имел право на 7 алтарей в своем храме предков, князья — на 5, сановники — на 3, рядовые чиновники — на 1. Подобным образом различались величина жилища, размер и номенклатура жертв, богатство и орнамент одежд, количество и качество блюд в меню, длительность траура и размеры гроба и пр. Даже выражение чувств в «Ли-цзы» соразмерно социальному статусу человека. В случае смерти князя подданным надлежит выражать крайнюю степень скорби — рыдать и подпрыгивать 7 дней, в случае смерти сановника — 5, обычного чиновника — 3. Это при том, что в случае смерти матери сын не обязан соблюдать траур, если она разведена, поскольку, как разъясняется в 3-й главе трактата, умершая не являлась женой, а стало быть, и матерью. С не меньшей тщательностью в «Ли цзы» регламентируются семейные отношения. Здесь ритуальные нормы также закрепляют прежде всего иерархические различия. Важнейшая из этих норм сяо — принцип сыновней почтительности. В соответствии с нею отец является абсолютным хозяином и господином в доме и любой его приказ для детей обязателен к исполнению. Предложит, например, съесть что-нибудь, что не по вкусу, дети должны есть, скажет носить одежду, которая не по нраву, — должны носить. Если сыну нравится его жена, а родителям нет — он обязан с ней развестись. Если наоборот — почитать ее. Если сын в силу служебного долга живет отдельно от родителей (что не поощрялось), он должен часто навещать их. В идеале дважды в день — утром и вечером. Невестка находится в полной власти свекрови. Она должна во всех случаях спрашивать ее разрешения. Даже преподнесенные ей подарки она обязана предложить родителям мужа. Если они возьмут их, ей следует выразить удовлетворение. Если откажутся — воспринять это как второй подарок. Детальнейшим образом определяются повседневные обязанности детей по отношению к родителям: как отправлять их утренний и вечерний туалет, чем и как кормить, сколько раз купать, о чем можно с ними говорить, а о чем нет и т.д. До времени правления династии Тан (618–906 гг.) знание всего комплекса правил ли было привилегией юношей из аристократических семей. Простолюдины осваивали основы социальных взаимоотношений, так же как и производственные технологии, в семьях, подчиняясь старшим и подражая им. В VII в. возникла система получения государственных должностей после сдачи экзаменов, известная у нас как мандаринат. Это открывало доступ к управлению представителям всех сословий. Все зависело от образованности претендента, от знания конфуцианского кодекса чести. Именно в это время конфуцианская педагогика окончательно утвердилась в качестве важнейшего института воспроизводства китайского государства. Ничего удивительного: «Нет ли — значит, нет различий между государем и подданными, верхами и низами, старыми и молодыми; нет ли — и нет разницы между связанными между собой родственными и брачными узами мужем и женой, отцом и сыном, старшим и младшим братом», — учил Конфуций. Елена РОМЕК, доктор философских наук, г. Ростов-на-Дону
  4. Я полностью согласна с авт. статьи ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРАЙНОСТЕЙ. Хочу заметить , что по моему мнению, подход автора статьи отличается от подхода японцев: 1. до 6 лет "Царь" - выполняются все капризы ребенка 2. с 6 до то-ли 14 то-ли 16 лет "Раб" - все поступки жестко регламентированы и т.д и т.п. 3 старше 16 "Партнер" - равноправие с родителями В предыдущей статье, на начальном этапе развития ребенка главным выступает 3-ий подход- метод дрессировки: чтобы избежать спонтанности в дальнейшем поведении ребенка. Я сама являюсь, на данный момент, мамой 3-х летнего малыша и моя родительская совесть абсолютно спокойна, когда я обещаю дать ребенку конфету, если он встанет утром и будет собираться в дет. сад, или разрешаю просмотр мультфильма, если он сам соберет свои игрушки. В случае подавления негативного поведения я ( по Б. Споку), стараюсь переключить внимание ребенка с негативной деятельности на позитивную, иногда аргументом для этой смены опять становится конфета, либо что -то другое, приятное для ребенка. О плюсах и минусах этого 3-го подхода в младшем и старшем школьном возрасте очень интересно было написано в этой ветке в более ранних сообщениях. Я считаю, что на данном возрастном этапе (школьный возраст) должно быть главным авторитарное воздействие, когда что -то необходимо просто запрещать. И при усвоении ребенком норм и правил поведения, можно переходить к равноправным отношениям ребенка с родителем. Я также не согласна с мнением японцев, о том что применение того или иного подхода зависит от возраста ребенка. На мой взгляд, все должно зависеть от усвоения норм и правил поведения ребенком. Даже в детсадовском возрасте можно предложить ребенку партнерство в определенных взаимоотношениях. С уважением, Марина.
  5. ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРАЙНОСТЕЙ Один из распространенных педагогических мифов — будто существует множество теорий и систем воспитания, и все мы (иные — в качестве педагогов, большинство — в качестве родителей) вольны выбирать из этого великого многообразия либо даже самостоятельно изобретать некие оригинальные собственные подходы. На самом же деле любая из когда-либо существовавших и ныне существующих воспитательных концепций укладывается в рамки одной из трех стратегий, определяющих все частные приемы и методы обращения с детьми. Если непредвзято присмотреться к тем или иным новациям, которые то и дело провозглашаются последним достижением психолого-педагогической мысли, то придется признать, что вся их новизна сводится именно к приемам, а идеология воспитания принадлежит одному из трех давних, традиционных направлений. Все они опираются на определенное представление о природе человека и о возможности совершенствования этой природы посредством внешних воздействий. ТРИ ПОДХОДА Один из педагогических подходов явно или неявно опирается на представление об изначальной греховности, порочности человеческой натуры, требующей обуздания и усмирения. Соответствующие воспитательные методы вытекают из ветхозаветной заповеди: «Пожалеешь розги — испортишь дитя». В просвещенном обществе ритуальная субботняя порка вышла из моды, уступив место более мягким приемам, но традиционная идеология воспитания осталась практически неизменной. (Хотя и мягкость приемов очень сомнительна: психологическая экзекуция зачастую более болезненна, чем телесная.) Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспитание имеет характер педагогического воздействия с целью насаждения освященных традицией ценностей и подавления любых отклонений от этого процесса. Противоположный подход основывается на представлении об изначально здоровой и светлой природе человеческого существа, которая способна расцвести, если дать ей волю, но непременно зачахнет под гнетом. Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога, взаимодействия. Надо признать, что гуманистический пафос такого подхода гораздо привлекательнее унылого консерватизма авторитарной педагогики. Существует и третий подход, который, казалось бы, равно удален от крайностей. В его основе лежит давняя теория «чистой доски», на которой мудрому воспитателю надлежит начертать содержание формирующейся личности. Ребенок от рождения ни хороший, ни плохой, и каким он станет, зависит от того, что будет ему привито. На самом деле такой подход парадоксально сочетает в себе элементы двух предыдущих и может быть описан в сугубо бихевиористской терминологии: как негативное подкрепление нежелательных реакций и позитивное — желательных. Власть воспитателя выступает фундаментом педагогического процесса: именно взрослый, воспитатель решает, за что воспитанника поощрить, а за что наказать. При отсутствии гуманистических установок наказание легко оборачивается свистом розги. Гуманизм тут вообще совершенно не обязателен, ибо воспитание по своей сути ничем не отличается от дрессировки. В выборе способов подкрепления, безусловно, сказываются гуманные качества воспитателя (или их отсутствие), но сути процесса это не меняет. Фактически в данном случае воспитание также оборачивается воздействием и в изрядной мере солидаризируется с идеалами авторитарной педагогики. ПЛАЧЕВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Об ущербности авторитарной педагогики в последние десятилетия исписаны тонны бумаги, и сегодня едва ли кто решится выступить в ее защиту, не рискуя при этом прослыть махровым консерватором. Хотя по здравому размышлению приходится признать: на протяжении веков педагогика была если не исключительно, то преимущественно авторитарной, однако люди в этой парадигме вырастали очень разными — не только послушными «винтиками» с косной моралью, но и яркими, творческими, высоконравственными личностями. На это можно возразить, что последнее удавалось лишь некоторым, и то — не благодаря, а вопреки полученному воспитанию. Допустим, это так. Существует ли альтернатива? В качестве таковой сегодня провозглашается гуманистическая педагогика, которая рассматривает становление личности в контексте творческого взаимодействия поколений. Ее девиз — всемерное уважение к исконно позитивному потенциалу воспитанника и ученика, всяческое поощрение спонтанности и естественности при минимуме руководства и, избави Бог, давления. Теория эта не нова, но в массовом масштабе осуществляется сравнительно недавно. Впрочем, некоторые результаты этого эксперимента уже вполне очевидны и позволяют, говоря научным языком, оценить достоверность гипотезы. Так вот, эти результаты если и не вопиюще плачевны, то по крайней мере заставляют отказаться от умиления. Исключение из педагогической идеологии и практики понятий «авторитет», «дисциплина», «послушание» привело к легко предсказуемому результату — размыванию всех и всяческих авторитетов, утрате дисциплины и тотальному непослушанию. Оказалось: понятия «спонтанность» и «ответственность» так плохо совместимы, что приоритет одного приводит к утрате другого. ПСЕВДОГУМАННАЯ ВОЛЬНИЦА На протяжении нескольких последних лет я выступаю с научно-популярными лекциями перед аудиториями старшеклассников и не перестаю поражаться плодам гуманистического воспитания. В любой аудитории находится несколько заинтересованных и по-настоящему хорошо воспитанных ребят, с которыми работать приятно. Но большинство составляют их сверстники, настолько «раскованные» и «спонтанные», что я все чаще задумываюсь: не переключиться ли на аудиторию более зрелую, состоящую из «жертв авторитарной педагогики», которые хотя бы умеют соблюдать приличия и приучены к дисциплине, в том числе и умственной. Я не исключаю, что в галдящей и ржущей толпе есть и замечательные ребята, которые могли бы стать вполне приличными людьми. Однако они уже настолько тяжело искалечены псевдогуманной вольницей, что путь обретения подлинной зрелости рискует для них сильно затянуться. Записные гуманисты слишком уж старательно убеждали этих подростков, что их детский лепет — это творческий полет, почти равноценный гениальности, а нежелание подчиняться правилам — самое ценное достоинство свободной личности. Убежден, в развитии педагогической мысли в недалеком будущем произойдет критическое переосмысление очередной крайности. Беда лишь в том, что маятник сегодня оттянут так далеко, что рискует снова качнуться в крайнюю точку. Неужели человечество обречено и впредь метаться между деструктивными полюсами, а приличные люди, как встарь, будут в основном вырастать вопреки воспитанию? ОТ РУКОВОДСТВА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ «Золотую середину» бесполезно искать в теории «чистой доски» именно в силу ее явного тяготения к одной из крайностей (что со всей очевидностью было за долгие годы продемонстрировано советской педагогикой). Поиск необходимо вести на пути совмещения преимуществ каждого из подходов и отказа от тех изъянов, которые есть в любом подходе. Ибо рациональное зерно содержится в каждой парадигме, а извращения начинаются там, где положительные моменты того или иного подхода чрезмерно переоцениваются. Нельзя также недооценивать и полностью игнорировать альтернативные подходы. Необходимо признать, что руководство, управление и даже подчинение — необходимые компоненты воспитательного процесса, которые отнюдь не отрицают признания прав воспитанника и уважения к его личности. При этом, заметим, личности только формирующейся, которая уже в силу одного этого лишь постепенно, по мере формирования, обретает потенциал равноправного участника взаимодействия. Как бы это ни было соблазнительно, не будем торопиться объявлять личностью малолетнего ребенка. Ею ему еще только предстоит стать. На это он имеет полное право. Это право и необходимо уважать. Только не надо в духе новомодных веяний считать личностью «самодостаточного» нарцисса, который «никому ничего не должен». Становление личности предусматривает четкое усвоение понятий «можно» и «нельзя». Самостоятельно такое усвоение не происходит. Оно обеспечивается системой внешних норм и, не побоимся этого слова, ограничений, которые растущий человек под руководством старших постепенно интериоризирует. На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития (по крайней мере, в идеале) процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших чувствовать темп этого поступательного процесса и не пытаться его затормозить или ускорить. И уж в любом случае не пускать на самотек. Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности выполнения какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения либо, напротив, категорически запретить. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным в худшем смысле этого слова, то есть импульсивным и безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения (целесообразность которых подтверждена жизненным опытом поколений) как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые (в подлинно гуманистическом смысле) отношения со старшими, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными. Таким образом, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношение родителей и педагогов к ребенку постоянно и неизменно строится на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость. Наверное, во все времена мудрость воспитания и состояла в умелом маневрировании между крайностями, и лишь на золотой середине произрастали поистине ценные плоды. Так пожелаем же друг другу такой мудрости! Сергей СТЕПАНОВ
  6. Оранжерейные цветы жизни. «Он растет, боясь мороза, у папы с мамой на виду, как растение мимоза в ботаническом саду…» Всем памятны эти строчки, проникнутые нескрываемым осуждением тепличного воспитания. И мы готовы признать: ребенок, окруженный чрезмерным вниманием и заботой, огражденный от неудобств и неприятностей, рискует оказаться совершенно не подготовленным к столкновению с несовершенством мира — столкновению, которое рано или поздно произойдет. Поэтому необходимо с малолетства формировать у растущего человека трезвый взгляд на мир, который бывает не только прекрасен. Есть, правда, и другая точка зрения. В детстве человек еще не способен многое правильно понять и оценить, и столкновение со «свинцовыми мерзостями бытия» может травмировать ранимую детскую психику. Поэтому не стоит торопить его встречу со всевозможными заусенцами взрослой жизни — они от нее никуда не денутся. А детство, насколько позволяют возможности родителей, надо сделать по-настоящему золотым, чтобы повзрослевший ребенок надолго сохранил приятные воспоминания об этой прекрасной поре и благодарность любящим родителям. Поэтесса Марина Цветаева говорила: «Мальчиков надо баловать — им на войну идти». В своем сыне она души не чаяла, буквально сдувала с него пылинки и, несмотря на нелегкие условия жизни семьи, старалась ни в чем ему не отказывать. И трагическое предчувствие поэтессы сбылось: едва повзрослев, сын сложил голову на полях Великой Отечественной. Но что было бы, не случись этой беды, мы можем только догадываться. По сохранившимся воспоминаниям, сын Цветаевой вырос не очень приятным человеком, капризным, эгоистичным, да и к матери, похоже, он не испытывал особо теплых чувств. Кажется, больше истины заключено в ироничной фразе Евгения Шварца, которую он вложил в уста одной из героинь своей сказки о Снежной Королеве — атаманши бандитской шайки: «Детей надо баловать — тогда из них вырастут настоящие разбойники». Так как же повести себя родителям, чтобы не отравить любимым детям золотое детство, но в то же время и вырастить их полноценными людьми, а не капризными и беспомощными тепличными растениями? Как и во многих прочих случаях, истина тут, наверное, заключается в «золотой середине», в равном удалении от крайностей. Как бы нам этого ни хотелось, полностью оградить ребенка от несовершенства мира в принципе невозможно. Да и не нужно! Надо лишь позаботиться о том, чтобы освоение ребенком разнообразного жизненного опыта соответствовало уровню его развития, его эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Потому что ведь детская психическая травма — это не «страшилка», выдуманная для прокорма психотерапевтов, а реальное явление, к тому же весьма распространенное. Вполне понятно стремление родителей создать своему отпрыску наилучшие условия для роста и развития. Для многих тут еще и срабатывает своеобразный механизм компенсации: «Чего мы в свое время были лишены, то пусть нашим детям достанется в избытке». Поколение современных родителей выросло в довольно скромных, по нынешним меркам, условиях, когда большинству детей о собственной комнате приходилось только мечтать, а поездка на море — разумеется, только на Черное — воспринималась как настоящий праздник. Ценой немалых трудов и изрядной предприимчивости им сегодня удалось добиться того, что их дети считают осетрину будничной едой, а Майорку — заурядным дачным поселком. Но при этом возникает парадоксальная ситуация, едко подмеченная в популярной песне Бориса Гребенщикова: «Их дети сходят с ума — им нечего больше хотеть». С малолетства привыкнув к высокому достатку как к норме жизни, такие дети начинают изощряться в своих амбициях и в поиске новых удовольствий избирают порой небезопасные пути. Венерологи и наркологи подтвердят, что их пациенты — отнюдь не только малоимущие, которые пытаются скрасить свою горькую долю беспорядочным сексом и «дурью». Не меньше детей из обеспеченных и «благополучных» семей, которые ищут экзотических удовольствий от пресыщения. Наверное, недаром вековая традиция воспитания европейской элиты предусматривала довольно скромные, даже спартанские условия, в которых взращивались молодые аристократы, будущие лидеры цивилизованных наций. Родителям Уинстона Черчилля, потомственного герцога Мальборо, не составляло никакой проблемы ежедневно потчевать своего малолетнего сына деликатесами. Однако ж он, как десятки и сотни ему подобных, был отправлен в интернат на жесткую койку и рацион из овсянки. И вырос Черчиллем! И уж потом, будучи премьер-министром и Нобелевским лауреатом, не отказывал себе ни в экзотических круизах, ни в деликатесах. Зато и не «сломался» ни в южно-африканском плену, ни на поле боя в Суданской пустыне, ни в годы политической опалы. Сказано: «Мы мало ценим то, что достается нам легко и во множестве». Было бы, наверное, неразумно и жестоко растить своего ребенка на хлебе и воде, тем более если мы имеем возможность обеспечить его вкусной и полноценной едой и прочими удовольствиями. Но не будем забывать: удовольствия перестают быть таковыми, когда вся жизнь только из них и состоит. Мы учимся ценить тепло, только узнав, что такое холод. Одна из задач воспитания — научить ребенка получать удовольствие от жизни, а для этого прежде всего необходимо научиться их ценить. Вообще, говоря о золотом детстве, имеют в виду, что это замечательная, счастливая пора в жизни человека. Но что такое счастье? С психологической точки зрения это очень сильное и довольно кратковременное переживание — невозможно пребывать на пике блаженства 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Когда говорят, что человек — пускай и маленький — живет счастливо, имеют в виду несколько иное — постоянное ощущение внутреннего благополучия, удовлетворенности собой и миром. А для этого, по мнению многих психологов, необходимо, чтобы положительные эмоции в жизни человека значительно перевешивали отрицательные. Не бывает такого, чтобы у человека совсем не было повода по временам испытать огорчение, досаду, страх или гнев. Но эти переживания не наносят ущерба внутреннему благополучию, когда с лихвой компенсируются радостью и удовлетворением. А наибольшее удовлетворение мы получаем не от того, что сваливается нам готовеньким, а от того, чего нам удается добиться. Причем ребенка это касается даже в большей мере. Вот и надо позаботиться, чтобы растущий человек имел возможность испытать удовлетворение от своих достижений, приобретений и побед. «Блюдечко с голубой каемочкой» для этого совершенно негодное средство. Особый предмет родительской заботы составляет круг общения растущего ребенка. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что люди вокруг нас — очень разные, от некоторых ничего хорошего ждать не приходится, и лучше держаться от них подальше. Ну и ребенка своего, понятно, удержать. А как же ему самому научиться разбираться в людях, понять, с кем можно иметь дело, а кого сторониться? Разумеется, от общения с отбросами общества ребенка необходимо оградить. Но, с другой стороны, надо быть готовыми к тому, что не все окружающие люди к нашему чаду так же благожелательны, как мы, любящие родители. И весьма полезно, чтобы и сам ребенок постепенно это осознал. Еще раз повторим: долг родителей — оградить ребенка от возможных унижений, оскорблений и уж тем более от насилия. Но зависть, ревность, бытовая неприязнь, не всегда любезная критика — это ведь то, с чем мы научились мириться, и ребенку тоже необходимо этому научиться, причем на собственном опыте, пускай и несколько болезненном. Можно, конечно, попытаться подобрать ему круг общения из одних «ангелочков», но даже если это удастся, он, не «переболев» детским обидами, рискует заработать серьезные осложнения от обид недетских, с которыми наверняка впоследствии столкнется. Медицинская аналогия тут вообще очень показательна и уместна. В принципе возможно не допустить заражения ребенка ветрянкой или краснухой. Для этого надо посадить его под стеклянный колпак и дезинфицировать каждую дверную ручку. Но, выйдя за порог теплицы, будучи взрослым, он наверняка подхватит детскую болезнь, которая в эту пору уже будет чревата для него серьезнейшими осложнениями. Поэтому задача здравомыслящего взрослого — помочь ребенку в свое время как можно легче перенести «детские болезни», избежать осложнений и приобрести жизненно необходимый иммунитет. Понятно, что это касается не только кори и краснухи.
  7. Какой может быть "идеальный возраст" для трейдера? Мы здесь не в футбол играем. Как созрел мозгами и возможность появилось- так и вперед. Здесь все само собой не получится. Только думается мне, что чем старше трейдер, тем сложнее ему перестроить свое мышление, а это ,наверно, потруднее, чем просто приобрести набор знаний по ТА. В СССР все было среднее- зарплата, возможности, образование, а решения за всех принимала единая Партия - общим голосованием. Сейчас - все иначе, а поколение бывшего СССР прежнее -это школа виновата в плохих знаниях, это правительство виновато в низком уровне нашей жизни и т.д... Да не школа виной в плохих знаниях, а родители, которые не хотят доучивать своих детей дома! Не правительство виной, а мы сами, не видим открывшихся возможностей. Молодежь имеет меньше знаний, но более гибкую психику; старшее поколение, скорее всего, наоборот. Может поэтому более молодые быстрее обучаются игре на форекс. По моему мнению, мышление на форексе должно быть отличным от повседневного. С уважением, Lisa.
  8. Разрешите и мне вставить свое слово, как женщине. Исходя из различий физиологии - мозг у мужчины тяжелее мозга женщины, но нервных связей между левым и правым полушарием у женщин в 10 раз больше, чем у мужчин. Женщина мыслит шире, но мелче, а мужчина узко, но глубоко. Пример: лопата- изобретение женщин, экскаватор-мужчин. Шить одежду стали женщины, швейную машинку придумал мужчина. Женщины в жизни ориентированы на процесс, мужчины- на результат. И нет для женщины ответа на вопрос СКОЛЬКО. Для нее важнее КАК. Критерии, алглоритмы, размеры - это ваши мужские изобретения, идеал женщины не измерить линейкой- он просто должен быть, и для каждой - свой. И не убедите вы нас, мужчины, что всем одновременно для нас вы быть не можете, ведь мы для вас стремимся быть самыми- самыми во всех отношениях. Мы и вас мужчины, если вы нам позволите, поведем к своему идеалу и покажем КАК можно это достигнуть, создадим условия, избавим от решения бытовых проблем,ну а насколько вы реализуете наши мечты- это уже зависит от вас. Недаром гласит народная мудрость- муж голова, а жена- шея. Я согласна с мнением, что успешный мужчина -это прежде всего - семейный мужчина, без семьм нет у статуи "успешности" фундамента и зависает она в воздухе. Хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством и пожелать всем семейного счастья- основы любой успешности. С уважением, Lisa.
  9. Может быть это и не бред, но подробности может рассказать только Чен Ликуй. С уважением, Марина.
  10. Ну и ничего страшного. Я вот например ваще сам расчитался. Напрягает шото меня последнее время работа "на дядю" Спасибо. Удачного обучения. Все у нас получится Вадим, спасибо за поддержку. Если честно, то с увольнения у меня началась новая жизнь, появилась возможность съездить отдохнуть, а теперь я опять возвращаюсь к обучению у Мастера. Всем удачи, Марина.
  11. Здравствуйте, меня зовут Марина, я из Свердловской области, маленького городка Ирбита. Вдруг здесь на форуме найдется мой земляк. Буду очень рада пообщаться. С уважением, Марина.
  12. Привет всем! Я здесь тоже за знаниями. Но мой приход сюда не такой драмматичный. Меня просто уволили с основной работы. В форексе я зеленая как огурец и сейчас пока собираю информацию. Думаю изучить что есть на форуме и потом проситься в класс к Полине. Ну и все. Пока! Всем удачи и профита! :
×
×
  • Создать...