Я думаю, основную роль должны играть родители. Ведь если ребенок растет в семье, то и узнавать о семье все логичнее изнутри, а не на школьных уроках. А родители-то частенько и стесняются. И даже молодые, не отягощенные "советскими" стереотипами, редко могут провести полноценную и более-менее всеохватывающую беседу на эту тему. Не знают, с какого конца подойти и как развивать. А неполные семьи? Бывшая коллега, родившая в 19 и разведшаяся, когда ребенку было 5 (сейчас 15), говорила как-то насчет неполных семей и гостевых браков:" Я говорю ей, что это не нормальная семья, она пока молчит, но вижу - еще чуть-чуть, и спросит: а у нас какая?" И я понимаю коллегу. Жизнь - сложная штука, от ошибок не застрахован никто, но как проповедовать ребенку ценность нормальной семьи, если этой нормальной семьи нету?
Но если семья есть, я бы распланировал семейное образование так:
1. Беременность. Отбор и методическое изучение литературы о воспитании и детской психологии;
2. 1-3 года. Формируется личность ребенка. На этом этапе нужно быть готовым обьяснять ребенку в первом приближении "что такое хорошо и что такое плохо". Подготовка - сбор и отбор различной информации, когда с 4-5 лет возникнет информационный голод. Сюда входит и первичная информация о семье и рождении без деталей.
3. 4-7 лет. Обучение ребенка работе с информацией. Дать понятие, что есть информация самая разная, в том числе и та, которая может испортить настроение, вызвать шок, отвращение и навредить в будущем. Это про порнографию и шок-контент. При этом давать информацию, собранную и отобранную на предидущем этапе. Продолжить работу "плохо-хорошо", понемногу добавляя полутона. По-моему, именно на этом этапе нужно показать ребенку (на своем примере и других), что моральные и волевые качества большей частью определяют всю жизнь человека. Внимательно относиться к обратной связи - задавать ребенку вопросы, в таком возрасте дети еще ничего не скрывают.
4. 8-15 лет. Если предидущие этапы были проведены на совесть, то сейчас Вы будете знать, чем живет ваш ребенок (и отслеживать изменения), а ребенок будет знать, что он вам не безразличен. Это уже снизит риск попадания в не ту компанию. Продолжать беседы, отслеживая уже и невербальную реакцию (вы ведь ребенка уже хорошо знаете), если обсуждаемой темы ребенок стесняется, заходить аккуратно с другой стороны, отвлеченными намеками, еще аккуратнее и обдуманнее задавать вопросы. Вообще, вопросы и намеки, на мой взгляд, могут дать в этот период больший результат, чем, к примеру, контроль интернет-активности ребенка (уже подростка, кстати). Более развернуто говорить на семейные темы, не чураясь деталей, в т.ч. и физиологических. НЕ СТЫДИТЬСЯ И НЕ КРАСНЕТЬ! У семьи есть много граней, и человек должен видеть их все и как есть, а не за густой пеленой пуританской морали. Ведь иначе он все-равно узнает в нете, а авторитет родителей упадет.
Также пора анализировать склонности и способности подростка, давать понять (но не приказом), над чем стоит поработать, СПОСОБСТВОВАТЬ развитию конструктивных качеств, направлять потенциально деструктивные в безопасное русло. Начать доверять самостоятельно исполнять неопасные поручения, обставив это как повышение доверия и оценки ребенка. Быть готовым ко всему. Привить критичность и аналитическое мышление, быть готовым, что в первую очередь, по этим критериям оценят вас самих, и авторитет уже будет базироваться на уме и сообразительности, а не на старшинстве и родственном чувстве.
16-18 лет. Помогать (больше морально) с самоопределением и выбором жизненного занятия. Собрать силу воли в кулак и НЕ НАВЯЗЫВАТЬ то, что кажется лучшим вам, а не отпрыску. В разумных пределах давать право на ошибку. Доверять более ответственные задания.
18+. Человек уже вырос, дееспособен, но еще не окреп в самостоятельности. Если вы сделали все вышенаписанное, вам самим будет виднее.
Все вышеописанное - конечно, экспромт, намеренно я этот вопрос не прорабатывал, т.к. детей нет. Но основная цель - ставить цель. Цель вырастить Человека (возможно, не одного
), и без такой цели результат будет малопредсказуем.
Еще про религиозное воспитание. Я не считаю его полезным и, тем более, оптимальным для современного человека, настроенного на успех.
Во-первых, все религии иррациональны и, как следствие, спорны. Став взрослым, человек вполне может религию и отбросить, а с ней (подсознательно) и связанные моральные догмы;
Во-вторых, все религии заточены под управление массами, поэтому проповедуют максимальную покорность хотя бы самой этой религии. А если есть покорные, всегда найдется, кому ими командовать.
Если же человек будет четко
видеть - поступит так, получит то-то, а так то-то (а анализировать и определяться вы его научили), он сумеет добиться желанного, приложив нужные усилия (чему вы его тоже научили).
УДАЧИ!