faa1947 Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 .................Люди, которые следили за исполнением закона, причем в реальности следили за сохранением закона ради сохранения своего социального статуса, считали, что ничего не может быть выше закона. А Христос и его Апостолы считали, что выше закона ПРАВДА, что выше правды СПРАВЕДЛИВОСТЬ, что выше справедливости МИЛОСЕРДИЕ, что выше милосердия СОСТРАДАНИЕ, что выше сострадания ЛЮБОВЬ. Именно эта, православная иерархия ценностей лежит в основе морально-нравственных русского мира. Именно на этой иерархии ценностей воспитывался 1000 лет русский мир. И не имеет значение этнос, имущественное положение.... 6. Принятие православия открыло нам окно и приобщило нас к великим культурам древности. Частью нашей культуры, нашего культурного кода стала древнегреческая и древнеримская культура. От греков мы взяли каноны красоты человеческого тела, архитектурные каноны, философское разнообразие...Римляне дали на право, на котором основана наша правовая система. Римляне дали нам латынь.... Благодаря этому нашей, русской культуре более 3000 лет. Это все НАШ РУССКИЙ МИР. ПС.Когда я вижу попытки как-то поставить под сомнение какую-либо часть этого здания, или заменить что-либо под самым благовидным предлогом - я это воспринимаю как попытку разрушить РУССКИЙ МИР. 1. Уважать нужно достойного уважения; Помогать нужно достойному помощи; Любить нужно достойного любви.2. у иудеев- Око за око, зуб за зуб... у христиан- Ударили по правой-подставь левую... "Если драка неизбежна- бей первым"- Путин. 1. Кто определяет, что достоин? Вы? Или сосед? или суд? Кто? А может есть ценности вне Вашего понимания? Вечные? Базовые? Добро и противовес ему зло... Может просто вникнуть в эти вечные ценности, чтобы не нести публично чепуху? 2. Александр Невский был причислен к лику святых за два подвига:подвиг воинаподвиг смирения Вы, в лучшем случае, просто инфицированный либерализмом попутчик для русского мира... И таких тут и в стране полно, вроде как за русский мир, а по мне уж лучше были бы против ..... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
migor-f Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 1. Кто определяет, что достоин? Вы? Или сосед? или суд? Кто? А может есть ценности вне Вашего понимания? Вечные? Базовые? Добро и противовес ему зло... Может просто вникнуть в эти вечные ценности, чтобы не нести публично чепуху? Для себя определяю я сам исходя из своего понимания которое сформировано окружающей меня действительностью, уровнем моего познания и моим чувством справедливости. Чепуху определяю по соответствию заявленных слов и производимых дел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
migor-f Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 2. Александр Невский был причислен к лику святых за два подвига:подвиг воинаподвиг смиренияА если бы не не причислили- поменялось бы что нибудь? Перестал бы быть народным героем? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
migor-f Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 Вы, в лучшем случае, просто инфицированный либерализмом попутчик для русского мира... И таких тут и в стране полно, вроде как за русский мир, а по мне уж лучше были бы против ..... И что с нами такими делать- на костер?И с чего вы взяли что ваш русский мир лучше нашего русского мира? И куда делись ваши сострадания, милосердия и любовь? А может и не было никогда. Просто под красивой идеей и "святой иконой" легко быть мошенником "на доверии"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
faa1947 Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 1. Кто определяет, что достоин? Вы? Или сосед? или суд? Кто? А может есть ценности вне Вашего понимания? Вечные? Базовые? Добро и противовес ему зло... Может просто вникнуть в эти вечные ценности, чтобы не нести публично чепуху? Для себя определяю я сам исходя из своего понимания которое сформировано окружающей меня действительностью, уровнем моего познания и моим чувством справедливости. Чепуху определяю по соответствию заявленных слов и производимых дел. Это т есть суть либерализма: я сам, и мой сосед - я сам, и сосед соседа... Хочу плюну, хочу разбомблю, хочу атомную бомбу сброшу. Много вас таких. Главное - это право, мое право, и вообще билль о правах главный документ, не правда ли? А где обязанности? Русский мир - он один, он един и нет в русском мире здесь либерастического разнообразия. Какие удачные у меня критерии и основаны эти критерии на нашей истории, а не на некой истории, придуманной каждой выдающейся и не очень выдающейся личностью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
faa1947 Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 2. Александр Невский был причислен к лику святых за два подвига:подвиг воинаподвиг смиренияА если бы не не причислили- поменялось бы что нибудь? Перестал бы быть народным героем? Подменяем, передергиваем... Может быть станет стыдно, когда прочтете свой пост и сопоставите с моим ответом? Или не будет? Стыд, совесть не оставляют места праву, своему, личному, такому любимому.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
migor-f Опубликовано 16 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 марта, 2016 (изменено) 1. Кто определяет, что достоин? Вы? Или сосед? или суд? Кто? А может есть ценности вне Вашего понимания? Вечные? Базовые? Добро и противовес ему зло... Может просто вникнуть в эти вечные ценности, чтобы не нести публично чепуху? Для себя определяю я сам исходя из своего понимания которое сформировано окружающей меня действительностью, уровнем моего познания и моим чувством справедливости. Чепуху определяю по соответствию заявленных слов и производимых дел. Это т есть суть либерализма: я сам, и мой сосед - я сам, и сосед соседа... Хочу плюну, хочу разбомблю, хочу атомную бомбу сброшу. Много вас таких. Главное - это право, мое право, и вообще билль о правах главный документ, не правда ли? А где обязанности? Русский мир - он один, он един и нет в русском мире здесь либерастического разнообразия. Какие удачные у меня критерии и основаны эти критерии на нашей истории, а не на некой истории, придуманной каждой выдающейся и не очень выдающейся личностью. С чего-й то вы приравняли индивидуализм и самоосознание?Я где-то писал о приоритете личного над общественным? И эти люди запрещают мне ковыряться упрекают меня в передергивании. И про подвиг смирения, если можно, ссылочку дайте Изменено 16 марта, 2016 пользователем migor-f Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
faa1947 Опубликовано 17 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Отсюда.“Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром”. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
migor-f Опубликовано 17 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Отсюда.“Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром”.прочитал. Увидел политический выбор а не подвиг( особенно учитывая нынешние трактовки татаро-монгольского ига:татар- тартар, хан- воинское звание и т.д.Выбрал бы Александр другую сторону- с римским папой вы праздновали бы "День Александра-крестителя".... Так и Лукашенко Александра Григорьевича, Президента Беларуси можно в святые причислить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
faa1947 Опубликовано 17 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Отсюда.“Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром”.прочитал. Увидел политический выбор а не подвиг( особенно учитывая нынешние трактовки татаро-монгольского ига:татар- тартар, хан- воинское звание и т.д.Выбрал бы Александр другую сторону- с римским папой вы праздновали бы "День Александра-крестителя".... Так и Лукашенко Александра Григорьевича, Президента Беларуси можно в святые причислить. Наглядно демонстрируете, как подобная ржавчина дважды за сто лет погубила великую Россию. Александр Невский причислен к лику святых, самый почитаемый в русском мире человек! Даже в мерзопакостном 2008 году, году обгаженном либералами по самое не могу, Александр Невский был признан лицом России! А вы кто? Что из себя представляете, чтоб здесь, публично ставить под сомнение человека подобного уровня? Откуда такая наглость? Считаете, что спрятавшись за ником можно гадить без последствий? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
migor-f Опубликовано 17 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 А вы кто? Что из себя представляете, чтоб здесь, публично ставить под сомнение человека подобного уровня? Откуда такая наглость? Считаете, что спрятавшись за ником можно гадить без последствий? А вы кто? В чем наглость? Не соглашаюсь с вашим мнением или мнением кого-то другого? Гадить? Я нецензурно выражаюсь, оскорбляю кого либо или как-то по другому нарушаю правила форума и административное/уголовное законодательство? Приведите пример и(или) обратитесь в "органы". По моему я здесь свободно выражаю свое мнение. Имею полное право по Конституции. А если это вам не нравится и возможно вызывает дискомфорт или другие болевые ощущения -- обратитесь к соответствующим специалистам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jr-72 Опубликовано 17 марта, 2016 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Нынешнее человечество так зациклился на себе, что не видит пространства дальше своего носа... вбивает свою голову всякими причудами и тут же стремится распространить это на окружающую его среду, оперируя понятиями, что только его "причуды" имеют смысл, и не выслушав собеседника, стоит на своем... Как он может выслушать собеседника, если его время расписан в виде "appointments" до каждой секунды на годы вперед?! Мир хочет глобализма, но при этом, почему-то те, которые больше всех кричать о "глобальном мире" - действуют противоположно! Как может наступить "глобальный мир", если ни кто не может выслушать собеседника до конца, чтобы быть на "одной волне"? А чтобы выслушать друг друга - необходимо время, а его так мало в этом мире... Человек может "оперировать" понятиями в десятки, сотни и тысячей лет, и даже миллионами лет, но не способен понять что происходит в настоящем... сейчас... именно в этот миг! Поэтому он и не понимает своего собеседника, с которым "общается" в реальном времени и именно в этот миг... потому что не слушает его и у него нет времени на это! Из-за этого и все разногласия, перерастающие в ненависть, влекущие за собой войны и разрушения, после которой, в каждом случае, человечество из настоящего, "путешествует" в прошлое, и тратит еще больше времени на эн-ном квадрате или кубе, чтобы сначала восстановить то утраченное, чтобы затем можно было построить что-то новое... как говорится "шаг вперед и два шага назад"! Да, конечно, тот один шаг вперед в плане прогресса, в итоге получается, что он больше, чем два шага назад. Но если задаться вопросом: нужны ли были эти "два шага назад", чтобы сделать "один большой шаг" вперед, когда, если может быть, если бы мы, чуть больше времени потратили бы друг на друга и выслушали бы "наши интересы", наверное и не надо было совершать тех разрушений, чтобы построить что-то новое? Может быть, то длительное время, которое несомненно уйдет в последующем сперва на восстановление тех ресурсов, чтобы из них затем можно было построить что-то новое, если использовать то время для "общения и высушивания" друг друга - может и не надо было тратить свои силы зря? ...соревнуясь, "чья пиписька длиннее"? Ведь время все равно уйдет сперва на восстановление... так давайте, лучше не будем тратить его на войну, а вместо этого все вместе соберемся и выслушаем друг друга! А если вы возразите, что, чтобы построить новое, необходимо разрушить старое, то тогда давайте, сделаем "два шага назад" и разрушим ВСЕ мировые религии, например, существующие на данный момент и "построим" новую религию? Как вам такой оборот мысли, а, уважаемые верующие? Что вы скажите, если вдруг разрушится ваша вера, по каким то не понятным вам причинам? Давайте, соберемся все вместе и "выберем в президенты" того Бога, с которым мы все будем согласны и закончим на этом все наши разногласия по поводу "чей бог круче", которые в большинстве случаях приводят к ненависти друг к друге, вначале в скрытой форме, а затем и в открытой форме, впоследствии являющиеся одним из причин войн и разрушений! А вы, банкиры? Что вы скажите? Почему вам всегда нужны войны и разрушения, чтобы потом вы могли "инвестировать" больше денег, чем могли бы "инвестировать" в мирное время? Давайте разрушим и ваши "устои"! Ведь "ваши" деньги можно "инвестировать" и в мирное время, не прибегая ни к каким войнам и разрушениям! Чтобы не тратилось лишнее время, пока закончатся войны... А вы, корпоративники? Что вы скажите? Почему продукция одной корпорации должна отличаться от продукции другой корпорации? Давайте разрушим и ваши "устои"! Давайте, когда вы будете "изобретать" что-то новое, будете делится этим своим новшеством со всеми и без знака "top secret" и чтобы можно было использовать "это" без всяких "adapters", чтобы она подходила ко всем устройствам, созданные ранее! Чтобы не тратились лишние ресурсы и лишнее время, пока появятся всякие адаптеры и мануалы... А если скажите, что некоторые устаревшие детали все равно будет необходимо выбросить в "recycle bin", прежде чем внедрять новое, тогда вы тоже соберитесь все вместе и выслушайте друг друга, посоветуйтесь и найдите самое оптимальное решение этой проблемы, чтобы прогресс пошел еще более большим шагом, чтобы не приходилось делать "два шага назад"... А вы, историки, "пишущие и фиксирующие" нашу историю? Что вы скажите? Давайте разрушим и ваши все "факты и артефакты"! Все вместе соберемся, выслушаем все друг друга, обсудим все это тихо и мирно, и выведем график кривой линии истории человечества, чтобы потом другие не могли этими данными манипулировать других... которые могут явится причиной разногласий, которые могут перерасти к ненависти друг к друге, и которые в последствии могут стать причиной всяких войн и разрушений, появляющиеся в знак оправдания длины "писульки" одних от других... А вы, борцы, за всякие идеи? Что вы скажите? Давайте разрушим и ваши понятия! Соберем всех "борцов идей" на большой "ринг" и устроим честную "олимпиаду" и посмотрим - чья идея "выиграет"? А после, чья идея выиграет - за тем и последуем, чтобы нам не разделятся на "разногласные группы", чтобы потом не возникала ненависть разных "групп" друг к друге, чтобы потом эта "ненависть" не привела к новым войнам и разрушениям... А вы, правители разных народ, "ведущие" их в "светлое" будущее? Что вы скажите? Давайте мы и вас всех соберем в одном месте и устроим "arm-wrestling"? Того правителя, чья правая рука окажется сильной, против правой руки правителя-оппонента - за ним и последуем в светлое будущее! А всех правителей "левшей" просто возьмем и заранее дисквалифицируем от "участия в соревновании"! Потому что, нужный нам правитель, который будет управлять нами правильно и с правдой, должен иметь сильную правую руку, а не "левую"! А вы, люди, "добросовестно" выполняющие свой "людской" долг перед "всевышним"? Что вы скажите? Давайте мы разрушим и ваши понятия о мире, дружбе и любви, что вы всегда и каждый раз любите акцентировать внимание других на вашу "мирность" и "дружелюбность", которую, якобы, дарите другим, но которые, якобы, в большинстве случаях оказываются не востребованным и отвергнутым, которые впоследствии являются предрасполагающим фактором возникновения у вас разногласий между собою, что приводит к возникновению ненависти друг к друге, а потом глядишь, начинаются всякие войны и разрушения... Давайте и вы перестанете акцентировать внимание других на вашу "мирность" и "дружелюбность", а будете просто - мирным и дружелюбным для всех и для каждого, без ни какого ожидания вознаграждения за вашу "мирность" и "дружелюбность", так как вам это не потребуется, потому что все будут со всеми Мирными и Дружелюбными! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jr-72 Опубликовано 17 марта, 2016 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 марта, 2016 Игра в поддавки https://youtu.be/zrtcVd1LASc Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
faa1947 Опубликовано 21 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 21 марта, 2016 (изменено) Отсюда.Специально созданный портал, которому можно доверять, так как полностью отсутствуют либералы ВАРЯГИ: ЧТО ОБ ЭТОМ НУЖНО ЗНАТЬ. ИСТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И «ТРУДНЫЙ ВОПРОС» №1 (А) Автор: Смирнов А. А Категория: Историко-культурный стандарт Исторический период: Древнейший период в истории России После того, как в предыдущих статьях мы уже рассмотрели общее содержание Историко-культурного стандарта (ИКС) и его совместимость с нынешними школьными учебниками, самое время обратиться к 20 «трудным вопросам», особо выделенным создателями ИКС.В этом деле я присоединяюсь к Валентину Жаронкину, который на портале «История.рф» ужеоткрыл свой цикл – справедливо рассматривая «трудные вопросы» как костяк русской истории, с точки зрения идейно-воспитательной.Мы же, в свою очередь, здесь и далее попытаемся:- во-первых, кратко объяснить содержание каждого из «трудных вопросов», опираясь на научно-сертифицированное его толкование в современной историографии и здравый смысл учителя и преподавателя с более чем 20-летним стажем;- во-вторых, проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.***Трудный вопрос № 1 сформулирован в ИКС так:«Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе».Мне кажется, что по-настоящему сложных аспектов здесь три:1) какие государства предшествовали Древнерусскому;2) какую роль сыграли в образовании этих и Древнерусского государств чужеземцы, именуемые в «Повести временных лет» варягами;3) какова была этническая природа варягов?***Зародышами первых восточнославянских государств принято считать племенные княжения, существовавшие, согласно «Повести временных лет», у каждого из 12 восточнославянских племенных союзов и возникшие не позднее VIII века. Это ещё протогосударства или «недогосударства», если можно так выразиться.Настоящие же государства появляются в первой половине IX столетия. Это были своего родафедерации племенных княжений. Появление их было ускорено тем, что как раз тогда стали очень востребованными два трансконтинентальных торговых пути, проходивших через земли восточных славян – Волжский и Днепровский. Контролировать эти пути было очень выгодно – но контролировать их могла лишь верхушка большого, сильного государства.Федераций племенных княжений известно две. Одна располагалась на севере восточнославянской территории, в землях словен (ильменских), кривичей, чуди и веси, а центр её находился в районе будущего Новгорода на реке Волхов. Вторая возникла на юге, в Среднем Поднепровье, а центром её стал стоявший в земле полян Киев. Считалось, что именно эти два государства упоминаются в арабских источниках IX – X веков под названиями «Славия» и «Куява»; в советской же исторической науке их условно именовали «Киевским» и«Новгородским» государствами.С «Киевским» государством связывают Русский каганат, факт существования которого зафиксировали германские «Бертинские анналы», в рассказе о прибытии в мае 839 года к императору франков Людовику Благочестивому послов от «хакана росов». Действительно, Киев находился в сфере влияния Хазарского каганата, и киевские князья скорее могли заимствовать у главы этой могущественной тюркской державы тюркский титул «хакан» («каган»). Однако некоторые историки считают, что Русский каганат – это «Новгородское» государство.***Почти сразу же во главе обоих государств оказываются те, кого на Руси потом называливарягами. Во главе «Киевского государства» – Аскольд и Дир, во главе «Новгородского», около 862 г., – Рюрик (а частями «Новгородского» государства тогда же стали управлять братья РюрикаСинеус и Трувор).Сразу же оговорим: варяги – это скандинавы; те, кого на Западе называли норманнами. И дело тут не только в свидетельстве «Повести временных лет», из которого явствует, что варягами восточные славяне называли северогерманские, в основном скандинавские этносы. Филологи подтверждают чисто скандинавское происхождение имён «Аскольд», «Дир», «Рюрик», «Трувор», «Синеус». А археологи, раскапывавшие Рюриково городище в городской черте современного Великого Новгорода – тот самый град, куда, согласно «Повести временных лет», около 862 г. пригласили Рюрика, – как раз в слоях середины IX века обнаружили резкое возрастание числа вещей скандинавского происхождения.Соответственно, версию, согласно которой, варяги – это западные славяне с южного побережья Балтики, надо признать несостоятельной.Появление во главе восточнославянских государств «лиц скандинавской национальности» не должно вызывать особого удивления. Ведь IX столетие – это время, когда дружины скандинавских князей (конунгов) рыскали по всей Европе, промышляя разбоем или наёмничеством. И там, где могли, эти конунги приходили к власти.Каким же образом они оказались у власти в восточнославянских государствах? В «Киевском» – неизвестно как, а в «Новгородском», согласно «Повести временных лет» – мирным путём, по договору с местными жителями. В начале 860-х годов в этом государстве началась междоусобица, исчез «наряд» (единая власть), и жители его – поскольку «наряда нет» – пригласили «княжить и владеть» ими варягов.***Из этого рассказа видно, во-первых, что приглашавшие уже знали, что такое государственность – раз звали «княжить» (в значении «осуществлять власть в стране»). А, во-вторых, становятся понятны причины приглашения для руководства государством иноземцев – ведь только так можно было выйти из состояния гражданской войны. Если власть достанется одной из участвующих в ней сторон, то другая затаит недовольство – а это чревато новой усобицей. Не лучше ли отдать власть «третьей силе», иноземцу – по принципу «ни вашим, ни нашим»? В этом случае можно также надеяться, что глава государства будет судить и рядить по справедливости. Ведь для него, для «человека со стороны», все местные одинаковы.Версия уважаемых академиков Д.С. Лихачёва и Б.А. Рыбакова о легендарности рассказа о призвании варягов, о том, что Рюрик был приглашён в качестве предводителя наёмного войска, а власть захватил силой, умозрительна. Она не находит подтверждения в источниках.А далее, около 882 г. преемник Рюрика на посту главы «Новгородского» государства, скандинавский князь Олег (Эльгу) Вещий, захватил Киев и объединил «Новгородское» государство с «Киевским». Получившееся в результате государство (со столицей в Киеве) и называют в науке Древнерусским.***Это – те данные, которые научно установлены сегодня. Как они интерпретируются для подростков – предмет следующих заметок. Изменено 21 марта, 2016 пользователем faa1947 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
faa1947 Опубликовано 21 марта, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 21 марта, 2016 Отсюда.Продолжение ВАРЯГИ: ЧТО О НИХ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ. ИСТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И «ТРУДНЫЙ ВОПРОС» № 1 (Б) Автор: Смирнов А. А. Категория: Историко-культурный стандарт Исторический период: Древнейший период в истории России Начало: Варяги: что об этом нужно знать… В предыдущей статье мы с вами сформулировали содержание данного «трудного вопроса», опираясь на научно-сертифицированное его толкование в современной историографии. Посмотрим теперь, как подаётся самый первый «трудный вопрос» Историко-культурного стандарта («Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе») в основных на сегодняшний день учебниках для 6-го класса средней школы, где впервые изучается соответствующая тема. Это, напомним: 1) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века и 2) Пчёлов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. *** Оба учебника рассказывают о складывании Древнерусского государства и варягах на современном научном уровне. Не упоминая о племенных княжениях (что вполне оправданно: в 6-м классе вряд ли стоит разбирать такие тонкости, как «переходная ступень от догосударственных форм политической организации к государству»), они повествуют: – и о появлении в IX веке «Новгородского» и «Киевского» государств (не употребляя, правда, эти названия), – и о том, как эти государства возглавили варяги, – и о том, кто такие эти варяги (это скандинавы), – и, наконец, о том, как оба государства были объединены в одно, Древнерусское. Однако в обоих учебниках оказалось смазанным одно важнейшее положение. А именно: то, что и «Киевское», и «Новгородское» государство были созданы не варягами, а восточными славянами, что варяги возглавили их отнюдь не с момента их возникновения. Относительно «Новгородского» это вытекает из сообщения «Повести временных лет» о том, что, изгнав после 859 года бравших с них дань варягов, словене (ильменские) и кривичи «стали сами собой владеть» – и только в 862-м пригласили других варягов. На территории же «Киевского» государства (Русского каганата) присутствие скандинавов в IX в. археологически вообще не прослеживается – что заставляет усомниться в основании этого государства именно ими. Правда, Данилов и Косулина дают здесь абсолютно адекватную формулировку: «В IX веке сложились два крупных восточнославянских объединения, в которых правили приглашённые князья». Однако перед этим они фактически наталкивают читателя на вывод, согласно которому, Рюрик, Аскольд и Дир – это «первые русские князья» («до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь»»). Да, эти князья звали себя «русью», и в этом смысле их можно назвать русскими. Но шестиклассник привык к современному значению слова «русский», к тому, что русские – это современный славянский этнос, потомок восточных славян. Русские и восточные славяне для него – одно и то же. И шестиклассник вполне логично решит, что скандинавы Рюрик, Аскольд и Дир – это первые князья восточных славян, что до них государственности у восточных славян не было! Не стоило также в школьном учебнике делать реверанс в сторону тех, кто считает варягов западными славянами – упоминая о существовании этой версии. А также упоминать в учебнике Данилова и Косулиной о версии, согласно которой, русь, русы – это этнос южного происхождения. «Западнославянскую» версию в наши 2010-е годы уже можно считать окончательно развенчанной, а версия о южном происхождении руси никогда не была сколько-нибудь убедительно обоснована. В учебнике для 10-го класса – помогающем осмыслить то, что изучено в 6-9-м, – рассказ об этих версиях нужен, но шестиклассника по возможности следует знакомить с одной, наиболее обоснованной точкой зрения. В данном случае такая возможность налицо. *** Есть замечания и дидактического плана. В учебнике Пчёлова материал, думается, лучше было бы скомпоновать несколько иначе. Автор кратко и ясно сообщает ученику самое главное: «Уже в IXвеке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство». Казалось бы, дальше последует конкретизирующий это положение тезис о том, что «двумя центрами, откуда началось [Древнерусское. – А. С.] государство, были Новгородская земля – на севере и Киев – на юге». И такой тезис действительно следует. А за ним, как и диктует логика изложения, – рассказ о призвании варягов в «Новгородское» государство и об Аскольде и Дире. Однако перед тезисом о «двух центрах» вклинивается подробный рассказ о варягах, о том, кто это такие, об их деятельности в землях восточных славян, – и, далее, о том, почему не стоит считать (как это делали раньше), что государственность у восточных славян появилась в 862 году. Написано толково, внятно – но всё-таки о варягах лучше было бы рассказать ниже, послесообщений о существовании «Новгородского» и «Киевского» государств и о том, что значительную роль в их истории сыграли варяги. Тогда и текст о варягах будет читаться с бóльшим вниманием (школьнику уже будет ясно, при чём тут они), и «принципиальная схема» образования Древнерусского государства лучше запомнится. Потому что оба тезиса, выделенные нами выше жирным шрифтом, – тезисы, которые и образуют эту схему, – будут стоять рядом. А о том, почему основание княжеской династии не равнозначно созданию государственности, лучше было бы объяснить ещё ниже, после изложения рассказа «Повести временных лет» о призвании варягов. Это особый вопрос, и им лучше заняться после того, как выяснен предыдущий – как образовалось Древнерусское государство. *** Итак, действующие учебники не без шероховатостей, но достаточно близко к современным представлениям об этом периоде истории, отвечают на первый из «трудных вопросов», чем убеждают нас в том, что он-то как раз и не самый сложный для восприятия школьниками. *** Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения