Перейти к содержанию
Форекс Форум трейдеров Академии «MasterForex-V»

Таджикистан: станет ли страна кандидатом №1 в «цепи революций» СНГ?


  

9 проголосовавших

  1. 1. как вы полагаете, настигнет ли Таджикистан "вирус цветных революций"?

    • * да, для этого в Таджикистане есть все предпосылки описанные в статье;
      7
    • * нет, власти быстро подавят любые протесты.
      2


Рекомендуемые сообщения

Таджикистан: станет ли страна кандидатом №1 в «цепи революций» СНГ?

 

После революций в Египте, Тунисе, Ливии, Бахрейне, мировые СМИ денно и нощно гадают, в каком краю и государстве «сдетонирует» народное восстание в следующий раз. Как в известной песне Андрея Миронова: «Вжик вжик вжик, уноси готовенького. Вжик вжик вжик, кто на новенького?». В числе потенциальных «новеньких», находящихся в зоне риска, кандидатом же №1 американская «Stratfor» и ряд других аналитиков однозначно называют Таджикистан. Да, да, маленький, затерянный в горах Памира и, казалось, напрочь забытый политикумом Таджикистан.

 

Таджикистан - красивейшая страну на границе с Афганистаном, с высокими Памирскими горами, покрытыми ледниковыми шапками, часто называемая «крышей мира», бесчисленными бурными горными реками, богатыми недрами (к примеру, страна занимает одно из ведущих мест в мире по разведанным запасам сурьмы, имеет крупнейшее в мире месторождение серебра и т.д.), благодатным климатом. С 1997 года Таджикистан испытывал небывалый стабильный экономический подъём – рост ВВП достигал от 8% до более чем 10%. Теперь мировые СМИ и экспертное сообщество пророчат этой стране затяжной период нестабильности и народных волнений.

 

читать далее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мнению Wikileaks, у Госдепа США и МИДа России те же опасения, насчет опасности "цветной революции" в Таджикистане

 

СЕКРЕТНО ДУШАНБЕ 001812 SIPDIS STATE FOR P, EUR, SA, DRL, S/P NSC ДЛЯ МЕРКЕЛ АЛМАТЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ В USIAD (Агентство США по международному развитию) E.O. 12958: ИСТЕКАЕТ: 11/14/2015. НАЛОЖИЛ ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ: Ричард Хоугланд, Посол, ИСПОЛНЕНО: Посольство США в Душанбе. ОСНОВАНИЕ: 1.4 (b), (d) НАЛОЖИЛ ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ: Ричард Хоугланд, Посол, ИСПОЛНЕНО: Посольство США в Душанбе. ОСНОВАНИЕ: 1.4 (b), (d)

 

1. (S - секретно) КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ: в настоящий момент Россия утратила главенствующее место во внешней политике США, которое она занимала в годы Холодной войны. Тем не менее, необходимо зорко следить за действиями России, которая может расстроить политические планы Администрации США и воспрепятствовать ее дипломатическим шагам по трансформации бывших республик СССР в демократическом направлении. Мы полагаем, что Россия оказывает постоянное и сильное давление на Таджикистан с целью уменьшить роль и присутствие там США и стран Запада вообще. Хотя проводимая ныне Таджикистаном внешняя политика «открытых дверей» призвана уравновесить в его интересах соперничающие факторы воздействия из-за рубежа, давление Москвы на Таджикистан начинает приносить свои плоды. Чтобы мы могли содействовать развитию демократии и проведению экономических и политических реформ в Таджикистане, следует выработать новые способы нейтрализации влияния и негативных действий России. КОНЕЦ КРАТКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

 

ПОЧЕМУ РОССИЯ СОСРЕДОТАЧИВАЕТ ВНИМАНИЕ НА ТАДЖИКИСТАНЕ?

 

2. (S) Особое внимание, которое Россия уделяет Таджикистану, объясняется наличием у нее военной базы и других стратегических интересов в этой стране, включая Центр космического слежения, расположенный в Нуреке. Москва стремится сделать все возможное, чтобы предотвратить в Таджикистане «цветную революцию», которая могла бы угрожать ее стратегическим интересам, как Россия их понимает. Исходя из текущих – основанных на понятии «игры с нулевой суммой» – геополитических воззрений «силовиков», кое-кто в Москве, очевидно, убежден в стремлении США обеспечить себе в Центральной Азии дополнительные и постоянные военные базы. Эти люди полагают, что США рассматривают Таджикистан в качестве наиболее вероятного кандидата на эту роль, особенно после того, как США лишились базы в Карши-Ханабаде (Узбекистан).

3. (S) Таджикский народ устал от войны и с недоверием относится к оппозиции, а сам президент Рахмонов все еще достаточно популярен, но Москва серьезно опасается «цветной революции» в Таджикистане. В других странах «цветные революции» обычно приводили к власти руководителей, ориентированных на Запад, однако в Таджикистане нет лидеров, похожих на Саакашвили или Ющенко, которые были бы готовы выступить в нужный момент. «Силовики» опасаются, что в Таджикистане «цветная революция» откроет путь для американского военного присутствия или – что еще мучительнее для Москвы – приведет к выдворению российских войск из страны и к передаче российской военной базы Соединенным Штатам. В таком случае США – и это стало кошмаром для «силовиков» – имели бы цепь военных баз от Афганистана через Таджикистан до Киргизии. Это позволило бы США ослабить позиции России и доминировать в Центральной Азии, которую Россия продолжает считать своей «сферой влияния».

 

4. (S) Хотя это может показаться объективному наблюдателю неубедительным бредом, суждения «силовиков» не подчиняются правилам логики, основанной на фактах. Стоит напомнить, что Москва и Российское посольство в Душанбе упорно распространяют возникшие еще в 2004 г. слухи о том, что США якобы тайно убедили таджикское руководство потребовать вывода российских пограничников с границы между Таджикистаном и Афганистаном, которую Россия контролирует еще с 19-го столетия.

 

КАКОВЫ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ?

 

5. © Из-за своей нынешней военной слабости Россия – в целях укрепления своего влияния в Таджикистане – использует иные средства. После нескольких лет бесплодных переговоров Россия и Таджикистан неожиданно быстро (после «Революции роз» в Тбилиси) достигли в 2004 г. договоренности об аннулировании таджикских долгов и о подведении юридической основы под создание в стране постоянной российской военной базы.

 

6. © Символической кульминацией этого политического курса стал визит президента Путина в Душанбе 16 октября 2004 г. Чтобы вернее заручиться лояльностью таджикского руководства, Путин объявил о крупных инвестициях (по разным оценкам, от $1.2 млрд до более чем $3 млрд) в сферу особых интересов Рахмонова – гидроэнергетику (в первую очередь – Сангтуда-1, затем – Рогун), а также в оставшуюся с советских времен алюминиевую отрасль (работающую на принципе толлинга). До этого ни одно государство, особенно на Западе, не принимало всерьез призывы Рахмонова вкладывать деньги в эти советские промышленные монстры, хотя сегодня стало ясно, что они имели некоторую экономическую ценность, особенно для стран Южной Азии.

7. © С тех пор, как Россия обозначила в Таджикистане свои принципиальные интересы, о своей заинтересованности в создании финансового консорциума по Сангтуда-2 объявил Иран, а Китай пообещал инвестировать в Нурекскую ГЭС. Эти потенциальные капиталовложения, особенно российские, можно рассматривать как экономически выгодные для Таджикистана и региона в целом, или – как минимум – политически благоприятные, если бы не наблюдаемые в последнее время усилия России по исключению Западных инвесторов из участия в этих проектах.

 

8. © В течение второй половины 2004 г. и 2005 г. Россия проводила кампанию по предотвращению «цветных революций» на территории СНГ. В публикациях открытых СМИ и в закрытой переписке с такими правительствами, как таджикистанское, Москва утверждала, что американские демократические неправительственные организации – НПО (в частности, National Democratic Institute, International Republican Institute, Freedom House и Internews) являются тайными орудиями политики США, которые призваны подготовить местное население к свержению «законных властей» в странах СНГ. Представляется, что в последнее время целью российского давления стало не только ограничение в Таджикистане деятельности демократических неправительственных организаций США, но и всех западных элементов вообще.

 

9. © Создается впечатление, что позиция России в Таджикистане становится более жесткой. Прежний российский посол, Максим Пешков, был разумным, любезным и доступным человеком. Он регулярно появлялся на дипломатических приемах и был всегда готов вести в меру откровенные, хотя и не приносившие больших результатов, дискуссии с послами США и других стран Запада.

 

10. © Между тем с появлением в начале лета нового российского посла в Таджикистане, высокопоставленного политического назначенца Рамазана Абдулатипова, посольство России превратилось в непреступную крепость. Прежние наши источники информации из различных отделов российского посольства почти иссякли, а сам Абдулатипов появляется на публике крайне редко. Он по-прежнему принимает дипломатические приглашения, но почти всегда в последнюю минуту отговаривается либо собственным нездоровьем, либо неожиданным визитом важного гостя из Москвы. В редкие случаи, когда его можно встретить на людях – например, по национальным праздникам важнейших государств – он держится поодаль от других дипломатов, зато нарочито близко к высокопоставленным таджикским чиновникам.

 

11. © Однако нам и другим Западным посольствам известно, что сотрудники российского посольства в любое время имеют неограниченный доступ в правительственные учреждения Таджикистана и порой являются туда без предварительного согласования. Это особенно показательно, учитывая тот факт, что другие посольства вынуждены для решения обычных, повседневных вопросов средней важности направлять властям дипломатические ноты, ответ на которые нередко приходит после долгих проволочек.

 

12. (S) Важно отметить, что в Министерстве безопасности Таджикистана полностью доминирует влияние российских секретных служб. При этом точка зрения Министерства безопасности нередко получает приоритет в Аппарате президента и ключевых министерствах, таких как Минюст, отвечающий за регистрацию иностранных НПО, а также таджикских СМИ и политических партий.

 

ОДНАКО РАХИМОВ – НЕ ПРОСТО ПЕШКА В ИГРЕ СПЕЦСЛУЖБ.

13. © Таджикистан характеризует свою внешнюю политику как политику «открытых дверей» и старается соблюдать баланс отношений с США, Россией, Китаем, Ираном и ЕС, извлекая из этого максимальную пользу в своих национальных интересах. В течение последних 6 месяцев президент Рахмонов неоднократно давал понять, что он «удовлетворен» отношениями Таджикистана и США. Особенно доволен он отношениями в сфере безопасности – главным образом, американской помощью в деле финансирования и подготовки кадров, что призвано усилить возможности государства по контролю границы, борьбе с наркотрафиком и контртеррористическим операциям.

 

14. © Даже в спорном вопросе об американских демократических НПО Рахмонов принял «Соломоново решение», отказав в официальной регистрации таким организациям, как National Democratic Institute и Freedom House, но, тем не менее, позволив им осуществлять большую часть программ. Другой позитивный сигнал от Рахмонова: он только что разрешил использовать в национальной школьной программе учебник по основам гражданских прав, который является плодом долгосрочной работы Международного фонда содействия развитию избирательных систем (International Foundation for Election Systems – IFES). По ряду причин IFES – это единственная демократическая НПО США, избавленная от назойливого внимания таджикских властей и действующая без особых препятствий.

 

ТАДЖИКСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ОНОШЕНИИ ЗАПАДНЫХ НПО ЗАМЕТНО УЖЕСТОЧАЕТСЯ.

 

15. © В последнее время, однако, мы отмечаем постепенное ужесточение позиции таджикской стороны. Хотя в Таджикистане не ожидается принятие новых законов против НПО (подобных тем, что действуют в Казахстане и России), таджикское правительство упорно стремится усилить контроль над всеми НПО, причем не только демократическими.

 

16. © Таджикское правительство утверждает, что во время Гражданской войны (1992-97 гг.) и после нее в страну без ограничения и контроля устремились Западные НПО. Теперь Душанбе хочет выяснить, какие НПО реально присутствуют в Таджикистане и чем они занимаются. Для любой страны, озабоченной вопросами безопасности, такое желание вполне разумно. Однако мы полагаем, что оно вызвано стремлением Министерства безопасности Таджикистана как-то отреагировать на настоятельные российские советы по предотвращению «цветной революции» и ограничению Западного влияния.

 

17. © В последнее время Таджикистан стремится занять новую политическую позицию, что особо проявилось в ходе октябрьского визита Госсекретаря США К. Райс, а также совсем недавно – при контактах с ЕС. По мнению таджикских властей, пришла пора перейти от принятия иностранной помощи через НПО к привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в инфраструктурные проекты (ГЭС и пути сообщения), а также к созданию «совместных предприятий»

 

18. © По словам министра иностранных дел Назарова, пока что это – «желание, а не политика» таджикского правительства (reftel B). Таджикская сторона утверждает, что деятельность НПО не только обходится дорого (из-за высоких расходов на услуги иностранных советников), но и часто бывает неэффективна. По мнению местных властей, это – неприемлемая растрата иностранной помощи. Хотя этот довод не лишен основания, он таит в себе опасную тенденцию и способен отпугнуть тех самых иностранных инвесторов, которых страна пытается привлечь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рахимов - это очередной "красный бай", вырощенный советской системой, но душой и сердцем, находящийся в средневековье.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...