Перейти к содержанию
Форекс Форум трейдеров Академии «MasterForex-V»

Инвесторам о политической ситуации в Молдове!!


Рекомендуемые сообщения

Политический кризис в Молдове продолжается 25.10.2009 20:30

 

В Молдове внутриполитический кризис изрядно затянулся. Нельзя сказать, что в стране царит безвластие, но избранный еще в июле парламент никак не выберет президента. А отсутствие политического равновесия сказывается на экономической стабильности, а значит и на жизни простых людей. О буднях законодателей и исполнителей - Ирина Пивоварова.

 

Обстановка в верхах накалилась до предела. Коммунистическая оппозиция настойчиво и регулярно указывает правящему альянсу на то, что он не соблюдает законы.

 

«Такого беспорядка, как сегодня, трудно придумать. Никто не знает, во сколько заседание, какая повестка дня», - говорит депутат парламента от фракции ПКРМ Вадим Мишин.

 

Как выясняется в период политического кризиса, молдавские законы написаны небрежно. На этой неделе в Молдове в очередной раз не выбрали президента. Коммунисты не выдвинули свою кандидатуру на пост главы государства. А правящий Альянс решил не регистрировать псевдоконкурента. Сославшись на то, что закон четко не оговаривает, что должно быть два и более претендента на эту должность. Так что Марианн Лупу остался единственны кандидатом в президенты.

 

«В законодательстве есть различные положения, которые бьются голова в голову. С одной стороны, нечеткие формулировки Конституции, с другой стороны, у нас есть закон о выборах президента, где четко зафиксировано, что допускается участие одного кандидата», - отметил депутат парламента от фракции Демократической партии, кандидат в президенты РМ Марианн Лупу.

 

Выбирать в отсутствие выбора, оставив одного кандидата. Или все-таки выдвинуть декоративную фигуру. Этот вопрос должна решить специальная парламентская комиссия. Так что выборы президента отложены. И когда они состоятся, пока не известно. А для правительства время – это деньги. Ведь оно сейчас очень рассчитывает на зарубежные кредиты. Ведет переговоры с МВФ. А Международный валютный фонд, как известно, дает деньги странам с политической стабильностью.

 

По словам вице-премьер-министра Республики Молдова, министра экономики Валерия Лазэра, «есть определенная озабоченность и у правительства, и у миссии фонда по поводу развития политической ситуации». «Мы все надеемся на то, что этот затяжной политический кризис будет преодолен», - добавил Лазэр.

 

Нестабильная политическая ситуация влияет и на бизнес.

 

«Молдова не такая большая страна. Крупный бизнес и политика здесь связаны довольно тесно. Если говорить об иностранных инвесторах, то с самого начала политического кризиса они приостановили свое участие в местных проектах», - отметил директор рейтингового агентства Натан Гарштя.

 

От переговоров с МВФ зависит многое. Правда, детали этих самых переговоров и премьер, и члены кабинета министров держат в строгом секрете от прессы. Можно лишь предположить, что содержание антикризисной программы, которую новое правительство пока еще не представило, будет зависеть от итоговых договоренностей с Международным валютным фондом. И наполняемость бюджета-2010 тоже будет зависеть от щедрости зарубежных доноров.

 

«Это будет бюджет, который отразит всю грустную реальность, в котором сейчас находится республика Молдова. Но будут и необходимые финансы для заполнения тех пробелов, которые были оставлены в бюджете Молдовы», - заявил Владимир Филат, премьер-министр Республики Молдова.

 

В условиях кризиса правительство Молдовы не против диверсифицировать источники получения кредитов. Так, Россия выразила готовность предоставить республике финансовую помощь. Правда, ее размер сокращен, с полумиллиарда долларов до 150-ти миллионов. Китай готов раскошелиться на 1 миллиард долларов. Впрочем, условия этих кредитов еще предстоит обсудить на высшем уровне.

 

 

Молдова и финансовый кризис. Интересно, кто начал выводить капиталы?

В последние годы в Молдове отмечена тенденция - отток капитала. Согласно комплексному анализу инвестиционных процессов в Молдове, проведенному экспертами консалтингового агентства «BIS Group» во главе с экс-министром экономики и торговли Валерием Лазэром, в 2006 году лидером по этому показателю стала Швейцария (333,6 млн. леев инвестиций). В 2007 году отрицательный баланс движения инвестиций зарегистрирован с Великобританией, Каймановыми и Вирджинскими островами, Гибралтаром, Ирландией и др. В первом полугодии этого года к ним присоединились также США, Испания и Россия.

Как поведут себя инвесторы

 

ООН предупреждает: кризис грозит сократить устойчивый приток прямых иностранных инвестиций. Вызвав рост стоимости кредитов, он усугубляет проблемы инвесторов с ликвидностью. Пока влияние этого фактора не ощущается в значительной степени, однако в текущем и будущем году оно может проявиться более ощутимо. Противодействовать этому правительства развивающихся стран и стран с переходным типом экономики смогут, лишь обеспечивая устойчивый экономический рост.

Глобальный инвестиционный отчет ООН представила на днях организация по продвижению экспорта и привлечению инвестиций Молдовы. Отчет озаглавлен «Транснациональные корпорации и вызовы инфраструктуры».

 

Статистика, приведенная в докладе, свидетельствует о впечатляющем росте прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в группу стран, куда входит и Молдова. Приток ПИИ, привлеченных в Юго-Восточную Европу и СНГ, достиг 86 млрд. долларов, увеличившись в 2007 году в сравнении с 2006-м на 50%. В то же время в отчете отмечается, что, вопреки росту объема прямых иностранных инвестиций в этой группе стран, их потребности намного его превосходят.

 

Запоздал и приход в эти государства транснациональных компаний, которые открыли бы совместные производства и создали рабочие места с соответствующим уровнем оплаты труда.

Так что задача перед ними остается прежняя – привлечение средств. Создает ли проблемы Молдове в решении этой задачи мировой кризис?

Мнения собеседников «Q» сходятся в том, что Молдова находится в более выгодном положении, нежели развитые страны, которые кризис непосредственно затронул. Причина - слабая вовлеченность в мировой экономический процесс. Замминистра экономики и торговли Юрий Мунтян считает, что Молдове отток инвестиций не грозит.

 

Скорее, наоборот. «В последнее время она стала островком стабильности в регионе. По макроэкономическим показателям мы сегодня устойчивее соседей, а это внушает доверие инвесторам. Четким признаком этого доверия можно считать и то, что они активно реинвестируют. Так что вполне возможно, что инвесторы будут покидать зоны риска и приходить к нам».

 

Исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов Дину Армашу менее оптимистичен, хотя и согласен с мнением властей о том, что Молдове кризис не грозит напрямую: «Ничего пока не происходит в сторону ухудшения ситуации. Те инвесторы, которые заявили о желании прийти сюда, пока не изменили своих планов. Я имею в виду оптовую сеть «Practiker». Однако при дальнейшем развитии событий мировой кризис может затронуть нас косвенно, считает Армашу. Возможно уменьшение потока гастарбайтерских денег, а это приведет к сокращению потребления. Под вопросом может оказаться и поступление средств, которые были обещаны донорами.

 

Все же, несмотря на свою относительную изолированность, Молдова – часть единого мира, и мировые процессы неожиданным образом могут отзываться у нас. Экс-министр экономики и торговли Валерий Лазэр видит опасность для Молдовы в том, что мировой финансовый кризис отражается на общем настроении инвесторов.

 

«Да, мы недостаточно вовлечены и не сильно зависим от мировых экономических катаклизмов, но, как и весь регион, подвержены одним и тем же рискам. Сегодня инвесторы осторожничают, меньше рискуют или даже уходят с рисковых рынков. Особенно грозят замораживанием крупные проекты. Недавно солидная финансовая структура, изъявлявшая желание инвестировать в Молдову, приостановила свою деятельность в этом направлении. Они объяснили свое решение образно: когда ледоколы уходят под лед, маленькие кораблики осторожничают и садятся на рейд на месяц-другой, чтобы осмотреться и обдумать ситуацию».

 

На общем фоне сдержанного отношения к региону мы действительно пока являем пример некоей неколебимости. «Даже спекулятивному капиталу, которого в Молдове немного, у нас хорошо.

 

Поэтому он и не уходит. Мы создали ему условия: большая маржа лучше рисков и потерь на других рынках. И ничего плохого в том, что он есть, это нормально. Естественно, он будет переводиться, диверсифицироваться, но не уйдет. Единственно плохо, что могут резко отозвать средства, а это худший вариант», - рассуждает экс-министр Лазэр.

Спикер Ассоциации сахаропроизводителей Молдовы Александр Косс считает, что определенная доля риска для Молдовы в разразившемся кризисе все же есть. О нем свидетельствует хотя бы тот факт, что некоторые привлекательные объекты публичной собственности так и не были приватизированы.

 

«Мы часть мира, хотя и не настолько интегрированы в мировой бизнес. Но главное - не наша изолированность, есть еще более изолированные страны. Хуже то, что Молдову все еще считают проблемной страной. Виной тому Приднестровье с его проблемами, некоторые политические аспекты. Все это до сих пор отпугивает инвесторов», - замечает Косс.

 

Его коллега по ассоциации Дину Армашу отмечает еще одну нашу беду. «Ситуация с привлекательностью инвестиционного климата в Молдове не изменится существенно, пока не уйдут проблемы с инфраструктурой. Ее надо обновлять и развивать», - говорит Армашу.

 

Его мнение перекликается с выкладками авторов доклада ООН. Серьезным препятствием для привлечения инвестиций в страны, подобные Молдове, они также называют устаревшую инфраструктуру или ее отсутствие. Чтобы преодолеть эту проблему, аналитики ООН рекомендуют осуществить по возможности максимальную либерализацию инфраструктуры и создать условия для участия частного сектора в этом процессе. Тем самым постепенно государство возьмет на себя функции регулирования и надзора, а реабилитацию инфраструктуры предоставит частному сектору.

 

«Что касается инвестиций в инфраструктуру, то они придут тогда, когда государство будет активно вкладываться в этот сектор, - отмечает Валерий Лазэр. - Сегодня это уже актуально. Государство дало понять, что заинтересовано в развитии инфраструктуры. Я имею в виду Джурджулешты, ремонт дорог и другие проекты. Кредиты Всемирного банка и ЕБРР - это ведь тоже инвестиции в инфраструктуру».

 

В Кишиневе состоялся очередной экономический форум, организованный ТПП Молдовы совместно с консульством Греции в Одессе. На вопрос «Q», не боятся ли греческие предприниматели мирового финансового кризиса, советник консульства по экономическим вопросам Александрос Икономиу ответил дипломатично и даже философски: «Инвестиции возможны, когда есть интерес. В Греции тоже масса проблем. Например, с переходом на евро. Но нужно двигаться дальше». Действительно общий четко заявленный интерес способствует динамике инвестиционного процесса. Однако нужно не только его вызывать, но и поддерживать.

Татьяна Шикирлийская

 

В последние годы в Молдове отмечена тенденция - отток капитала. Согласно комплексному анализу инвестиционных процессов в Молдове, проведенному экспертами консалтингового агентства «BIS Group» во главе с экс-министром экономики и торговли Валерием Лазэром, в 2006 году лидером по этому показателю стала Швейцария (333,6 млн. леев инвестиций). В 2007 году отрицательный баланс движения инвестиций зарегистрирован с Великобританией, Каймановыми и Вирджинскими островами, Гибралтаром, Ирландией и др. В первом полугодии этого года к ним присоединились также США, Испания и Россия.

analytique.md

01.10.2009 20:41

Бедность в Молдове: Коммунисты в 2001 году обвиняли Лучинского-Брагиша, коалиция в 2009 обвиняет Воронина-Гречаную

Коалиция: Правительство ПКРМ оставило кабинету АЕИ бюджетный дефицит в 8,5 млрд. леев. Это больше, чем все пенсии всех пенсионеров за весь год.ПКРМ: На момент ухода правительства Гречаной, деньги в бюджете страны были: экс-вице-министр экономики правительства Гречаной.

Позиция коалиции: Правительство Зинаиды Гречаной оставило кабинету Альянса за европейскую интеграцию дефицит бюджета, который превышает сумму всех пенсий, которые полагается выплатить всем пенсионерам страны за весь год, сообщил на пресс-конференции в четверг премьер-министр Влад Филат.

 

"Дефицит бюджета (к концу года) составит 8,5 млрд. леев. Этим все сказано", - заявил премьер.

Национальный публичный бюджет складывается из государственного бюджета, бюджетов социального страхования и обязательного медицинского страхования, которые были запланированы на 2009 год по доходам, соответственно, в размере 17,73 млрд. леев, 7,51 млрд. леев, и 3,47 млрд. леев. По итогам года, в бюджет не поступит 30 процентов от этих сумм.

Как заметил Филат, хотя коммунисты жаловались, что им досталась в 2001 году тяжелая бюджетная ситуация, она не идет ни в какое сравнение с тем, что оставили после себя сами коммунисты.

На этой неделе премьер-министр Молдовы и его заместитель, министр иностранных дел и европейской интеграции Юрие Лянкэ обсуждали во время визита в Брюссель и Страсбург с руководством Европейского Союза возможность оказания Молдове срочной помощи для преодоления финансового кризиса.

"Мы обсуждали помощь со стороны ЕС. Проблема бюджетного дефицита может быть разрешена. Но мы должны пройти экзамен - заключить соглашение с МВФ. Это предварительное условие (помощи ЕС)", - сказал Филат.

Правительство, отметил он, готовится к переговорам с миссией МВФ, которая прибудет в Кишинев в октябре, и определяет для себя те пределы, при которых "цену за ту ситуацию, в которую их загнало предыдущее правительство, не платили бы граждане Республики Молдова".

Позиция ПКРМ: На момент ухода правительства Гречаной, деньги в бюджете страны были: экс-вице-министр экономики

 

Заявления о том, что денег в бюджете нет – достаточно странны, - заявил бывший заместитель министра экономики Юрий Мунтян, пояснив, что «дефицит бюджета, который был предусмотрен нашим правительством, был полностью покрыт», а кабинет министров под руководстом Зинаиды Гречаной было готово обеспечить намеченное на 1 октября повышение заработных плат работникам бюджетной сферы.

Мунтян заявил, что дефицит бюджета был покрыт за счет трех источников. «Это было сальдо, в начале года превышающее 1 млрд. 200 млн леев, затем источники, обеспеченные продажей государственных ценных бумаг, плюс договоренности с международными финансовыми организациями для осуществления разного рода инвестиционных проектов, как то: в области здравоохранения, в области реабилитации дорог, и так далее .Это был Всемирный банк ., Евроепйский банк реконструкции и развития», - подчеркнул экс-вице-министр.

По материалам информационных агенств

Политический кризис в Молдове: 4 вероятных сценария

Флорин НИЦЭ, эксперт румынского Центра европейских политик

В условиях политического кризиса в Молдавии, когда ни коммунисты, ни оппозиция не обладают достаточным числом голосов для избрания президента, либеральные и левоцентристские силы должны сохранять единство и последовательность действий, как в случае возможного взятия власти, так и в случае последующего руководства страной, которое, в любом случае, обещает быть непростым. На сегодняшний день возможны четыре сценария развития ситуации.

 

1. Реформистский сценарий: Правительство без коммунистов

 

Оппозиционные партии формируют парламентскую коалицию и выдвигают собственного кандидата на пост спикера парламента. Им удаётся убедить нескольких депутатов коммунистов перейти на их сторону, предложив, взамен возглавить несколько важных парламентских комиссий. Голоса «коммунистов-перебежчиков» помогают избрать президента и утвердить премьер-министра из рядов оппозиции. Данное правительство отменяет визовый режим для граждан Румынии и, при поддержке Бухареста, начинает переговоры о новом соглашении ЕС с Молдавией.

 

Далее даёт о себе знать экономический кризис. Бюджетный дефицит составляет более 12% и резко падает ВВП. Скромная помощь Евросоюза не покрывает потребностей страны, и Россия в разгар зимы начинает проводить агрессивную политику против нового правительства, в том числе, используя шантаж с поставками газа. Среди партнёров по правящей коалиции начинаются разногласия, и правительство распадается.

 

2. Сценарий примирения: Широкая коалиция

 

ПКРМ остаётся единой и не соглашается на другие варианты, кроме как своего участия в коалиции. Коммунисты приходят к политическому соглашению о создании широкой правительственной коалиции. Они отстаивают для себя должность президента и отдают оппозиции пост премьер-министра, который занимает Мариан Лупу.

 

Вопреки заявлениям о «политической открытости» перед Румынией и ЕС, новое правительство так и не проводит никаких коренных перемен. Новый посол Румынии в Кишиневе всё же назначается. Начало переговоров о новом соглашении ЕС-Молдавия откладывается самим Брюсселем до тех пор, пока не появятся признаки прогресса в области политических и экономических реформ. Сохраняется нейтральное сотрудничество с НАТО, в отличие от России, с которой подписывается Соглашение о стратегическом партнерстве. В приднестровском вопросе никакого прогресса не наблюдается.

 

Отсутствие прогресса в сближении с ЕС и НАТО создаёт сильное напряжение и кризис в правительстве, поскольку остаются невыполненными предвыборные обещания коалиционных сил. Напряженность усиливается тем обстоятельством, что, несмотря на заключение кредитных соглашений с Европейской Комиссией и международными финансовыми институтами, новое правительство оказывается неспособным осуществлять рекомендованные ими экономические и законодательные реформы, что приводит к отложению выдачи кредитов. Правительство сталкивается с более чем 10%-ным падением ВВП по итогам 2009 года, с бюджетным дефицитом более 12% и резким сокращением иностранных инвестиций и денежных переводов в республику.

 

В данных условиях коммунисты пытаются возложить всю вину за неудачи правительства на премьер-министра и проевропейские партии. На фоне всеобщей нищеты, «реформистское правительство» Лупу всё больше и больше теряет популярность в глазах молдавских граждан, которые уже требуют проведения досрочных выборов. Популистская политика коммунистов обеспечивает им рост рейтинга, после чего они объявляют о своём выходе из правительственной коалиции. Под давлением общественного мнения и из-за напряжённости среди проевропейских партий, правительство объявляет о своей отставке, парламент распускается и объявляются досрочные парламентские выборы. Коммунисты набирают на выборах большинство мест в парламенте и самостоятельно выбирают своего президента и формируют правительство.

 

3. Консервативный сценарий: Воронин и Лупу

 

Коммунисты объединяются с Демократической партией Молдавии, и её лидер Мариан Лупу становится президентом страны. Проводится чёткая пророссийская политика, а отношения с ЕС и Румынией не претерпевают практически никаких изменений. Молдавия осуществляет всё более активную политическую и экономическую интеграцию со странами СНГ.

 

Политические реформы приостанавливаются, в то время как экономические преобразования, при финансовой поддержке России, а также международных финансовых институтов, позволяют обеспечить экономическую стабильность. Коммунисты укрепляют свою популярность среди избирателей, а оппозиционные партии более не в состоянии предложить себя в качестве достойной альтернативы власти. В приднестровском вопросе, по-прежнему, нет никакого прогресса.

 

4. Сценарий нерешительности: блокирование и досрочные выборы

 

Как оппозиция, так и коммунисты на переговорах остаются на непримиримых позициях. Не остаётся другого выхода, кроме как организации ещё одних досрочных парламентских выборов, которые могут состояться, согласно молдавской конституции, только в 2010 году. Владимир Воронин и Зинаида Гречаная продолжают исполнять функции президента и премьер-министра, в то время как оппозиция использует своё большинство в парламенте для законотворчества.

 

Из-за отсутствия сильного правительства, способного провести срочные экономические реформы, экономическая и финансовая ситуация в Молдавии становится критически тяжёлой. Ни Европейская Комиссия, ни международные финансовые институты не рискуют предоставлять временному правительству какие бы то ни было кредиты. Единственной, кто в состоянии предоставить республике помощь, становится Россия, которая формирует, тем самым, образ «единственной спасительницы Молдавии». На приднестровском фронте, по-прежнему, без успехов.

 

Данных пессимистичных сценариев можно избежать, если изменить некоторые моменты в поведении как молдавских, так и европейских акторов. Рекомендации могут быть следующими:

 

- Оппозиционные партии сохраняют своё единство и придерживаются данного обещания не сотрудничать с Партией коммунистов;

- Оппозиционные партии вырабатывают последовательную правительственную программу действий, основанную на чётких принципах экономической, социальной, внутренней и внешней политики;

- ЕС и Румыния должны быть готовы оказать значительную экономическую, финансовую и политическую поддержку молдавскому правительству, сформированному оппозиционными партиями;

- Для разрешения конституционного кризиса в этом году, политическим партиям необходимо прийти к соглашению об изменении способа избрания президента путём прямого всенародного голосования

С.Банарь: "Арест бизнесмена Габриела Стати серьезно отразился на экономике Молдовы

Арест бизнесмена Габриела Стати серьезно отразился на экономике Молдовы, поскольку зарубежные инвесторы опасаются вкладывать деньги в ее развитие, сообщает Interlic.

С таким заявлением выступил сегодня на пресс-конференции в Кишиневе бельцкий муниципальный советник, Сергей Банарь, баллотировавшийся в парламент в качестве независимого кандидата. Он отметил, что до парламентских выборов многие инвесторы изучали инвестиционный климат в Молдове, чтобы перевести сюда свой бизнес из Европы, пораженной кризисом.

 

Но сейчас ситуация резко изменилась, зарубежные бизнесмены испугались тоталитарной системы и диктатуры, установившейся в республике после событий 7-го апреля. "Я лично знаю трех инвесторов из Италии и Австрии, которые прекратили проекты по внедрению в экономику Молдовы. Думаю, что похожих примеров десятки, если не сотни, - заявил Сергей Банарь.

 

Он также считает, что, если незаконные аресты продолжатся, а необоснованно задержанные люди, не будут освобождены - Молдове грозит полная изоляция - и политическая, и экономическая. Сергей Банарь уверен, что для действующего президента Молдовы Владимира Воронина арест известного бизнесмена Габриела Стати и предъявленные ему обвинения - лишь повод отомстить семье Стати. "Иностранные инвестиции обходят страну, которая, несмотря на проевропейские декларации, за ночь устанавливает визовый режим для одного из членов Европейского Союза.

 

Но самым явным сигналом опасности для иностранных инвесторов стал незаконный арест Габриела Стати. Его арест может быть квалифицирован, как попытка отстранения семьи Стати от нефтяного бизнеса в Казахстане, который согласно прессе представляет огромный интерес для клана Воронина, - отметил Сергей Банарь. По его словам, незаконный арест Габриела Стати, Аурела Маринеску и других граждан провоцирует усугубление экономического кризиса в стране. Стремительно сокращаются поступления в национальный бюджет, закрываются рабочие места. Сергей Банарь полагает, что Молдова может исправить свой имидж только после того, как будут арестованы настоящие организаторы апрельских беспорядков. А иначе, ей грозит изоляция, и не только политическая, но и экономическая.

 

 

 

Долг Приднестровья за российский природный газ приближается к двум миллиардам долларов

21 октября 2009 г. 9:10

Как заявил во вторник председатель правления молдо-российского предприятия АО «Молдова-газ» Александр Гусев, из общей суммы долга Молдовы за потребленный российский газ в 2,2 млрд. долларов, задолженность потребителей природного газа из Приднестровья составляет 1 млрд.800 млн. долларов.

Гусев отметил, что эта сумма включает текущий и исторический долг, пени и штрафные санкции за несвоевременные платежи. Руководитель АО «Молдова-газ» также отметил, что, несмотря на существенный долг, Приднестровье продолжает накапливать большие долги за российский газ. Основной причиной низкого уровня платежей Приднестровья Гусев считает реализацию газа в регионе потребителям по цене на 60 процентов ниже закупочной. С каждым кварталом разрыв увеличивается, что не позволяет оплачивать газ в полной мере.

 

Ранее, 1 октября, лидер непризнанной приднестровской республики Игорь Смирнов заявил прессе, что Приднестровье не имеет юридически подтвержденных долгов за газ.

 

АО "Молдовагаз" было создано в 1999г. Крупнейшими акционерами АО "Молдовагаз" являются ОАО "Газпром" (50 проц. акций), правительство Молдовы (35,3 проц.), кабинет министров Приднестровья (13,44 проц.) и миноритарные акционеры (1,23 проц).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА об инвестициях в предпринимательскую деятельность

 

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

об инвестициях в предпринимательскую деятельность

N 81-XV от 18.03.2004

Мониторинг Р.Молдова N 64-66 от 23.04.2004

_______________________________________________________________________________________

Принимая во внимание исключительную важность привлечения инвестиций в Республику Молдова, необходимость их поощрения и защиты путем создания стабильных и равных условий правового, социального и экономического характера для инвестиционной деятельности, необходимость предоставления равных гарантий иностранным и отечественным инвесторам, а также предупреждения и устранения барьеров, препятствующих инвестиционной деятельности. На основании пункта r) части 3 статьи 72 Конституции Республики Молдова Парламент принимает настоящий органический закон.

 

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования

Настоящий закон устанавливает правовые, социальные и экономические принципы организации и развития инвестиционной деятельности на территории РМ, определяет права и обязанности инвесторов, обязанности и компетенцию органов публичной власти в области инвестиционной деятельности, гарантии, предоставляемые государством отечественным и иностранным инвесторам, способы разрешения инвестиционных споров, а также регулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Статья 2. Правовая основа

(1) Инвестиции в Республике Молдова регламентируются ее Конституцией, настоящим законом, другими законами и нормативными актами, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Если положения международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, отличаются от положений настоящего закона, применяются положения международных договоров.

(3) Действие настоящего закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций некоммерческими (неприбыльными) организациями для реализации общественно полезных целей, в том числе связанных с образованием, благотворительностью, спонсорством, наукой и религией. Эти отношения регулируются соответствующим законодательством Республики Молдова.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем законе следующие основные понятия используются в значении: инвестиция - совокупность ценностей (активов), вкладываемых в какую-либо предпринимательскую деятельность на территории Республики Молдова с целью получения дохода;

иностранная инвестиция - инвестиция, осуществленная иностранным инвестором в какую-либо предпринимательскую деятельность в Республике Молдова, в том числе доходы, полученные за счет этой инвестиции и реинвестированные на территории Республики Молдова;

инвестиционная деятельность - деятельность по вложению инвестиции и осуществлению предпринимательской деятельности в связи с этой инвестицией с целью получения дохода; орган публичной власти - организационная структура или орган, учрежденные законом или нормативным административным актом и действующие как публичная власть в целях реализации общественных интересов;

инвестиционный спор - непонимание или разногласие между инвестором и органом публичной власти относительно инвестиций, в том числе касающееся:

a) инвестиционной деятельности;

b) толкования какого-либо действия или бездействия органа публичной власти в рамках настоящего закона, других законов Республики Молдова или международного права;

c) любого соглашения, сторонами которого являются Республика Молдова и инвестор;

инвестор - физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории Республики Молдова;

иностранный инвестор - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в Республике Молдова, а именно:

а) физическое лицо - иностранный гражданин с постоянным местом жительства в другом государстве либо лицо без гражданства с постоянным местом жительства за пределами Республики Молдова;

b) юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством другого государства, с постоянным местонахождением в этом государстве либо юридическое лицо с местом нахождения, центральной администрацией или основным местом деятельности, зарегистрированными в другом государстве;

c) организация либо ассоциация, созданная в результате заключения договора между государствами или другими субъектами международного права.

Статья 4. Формы инвестиций

(1) Инвестиция может быть осуществлена в следующих формах:

a) право собственности на движимое и недвижимое имущество, а также иные вещные права;

b) любое право, предоставленное на основании закона или договора, любая лицензия или разрешение, выданные в соответствии с действующим законодательством, в том числе концессии на изыскание, культивирование, добычу или разведку природных ресурсов;

c) права, вытекающие из акций, долей или других форм участия в коммерческих обществах;

d) денежные средства;

e) права, вытекающие из долговых обязательств или других форм обязательств перед инвестором, имеющих экономическую и финансовую ценность;

f) права на интеллектуальную собственность: права на промышленную

собственность (патенты на изобретения, полезные модели, товарные знаки и

знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест

происхождения товаров, промышленные модели и рисунки, патенты на сорта

растений, топографии интегральных микросхем), авторские права и другие

смежные права, коммерческая тайна (ноу-хау), гудвилл.

(2) Форма, в которой ценности были инвестированы, или изменение этой формы не отражаются на их характере как инвестиций.

(3) Доходы, полученные в результате инвестиций и вложенные в предпринимательскую деятельность на территории Республики Молдова, также считаются инвестицией.

(4) Отечественный инвестор осуществляет инвестиции в форме финансовых средств только в национальной денежной единице Республики Молдова, а иностранные инвесторы - и в другой конвертируемой валюте.

 

Глава II ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Статья 5. Свобода осуществления инвестиций

(1) Инвесторы могут осуществлять инвестиции во все области предпринимательской деятельности на всей территории Республики Молдова в соответствии с действующим законодательством, если не затрагиваются интересы национальной безопасности, не нарушаются положения антимонопольного законодательства, нормы охраны окружающей среды, здоровья населения и общественного порядка.

(2) Республика Молдова обеспечивает в соответствии с действующим законодательством, международными договорами о взаимном поощрении и защите инвестиций, одной из сторон которых она является, режим полной и постоянной безопасности и защиты всех инвестиций независимо от их формы.

Статья 6. Недискриминация инвестиций

(1) В Республике Молдова инвестиции не могут подвергаться дискриминации в зависимости от гражданства инвестора, места жительства, места нахождения, места регистрации или деятельности, страны происхождения инвестора или инвестиции либо по любым другим мотивам.

(2) Инвесторам предоставляются справедливые и равные условия для деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению, совершению операций, содержанию, использованию, доходности, приобретению, расширению или

распоряжению инвестициями.

(3) Любая льгота, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством инвесторам для содействия в осуществлении государством региональной, структуральной политики, политики в области окружающей среды, исследований и развития или предоставляемая инвестору для реализации им своих инвестиций, не противоречащая положениям международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, соблюдается и не является объектом дискриминации.

Статья 7. Прозрачность

(1) Законодательные и нормативные акты, которые могут прямо или косвенно затрагивать инвестиции, подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством.

(2) Орган публичной власти, намеревающийся разработать или разрабатывающий новую инвестиционную политику, должен организовать публичные консультации до реализации этой политики, а также обнародовать или сделать ее доступной вместе с пояснительными документами в случае, если таковая уже применяется.

(3) Органы публичной власти обязаны отвечать на все запросы инвесторов и предоставлять им информацию об инвестициях или любую другую информацию, касающуюся инвестиций и инвестиционной деятельности на территории Республики Молдова.

Статья 8. Исполнение инвесторами обязанностей

(1) Инвесторы обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, настоящим законом и другими законодательными актами, а также в соответствии со стандартами (нормами, правилами и др.), утвержденными в установленном порядке.

(2) Инвесторы, в том числе иностранные, обязаны выполнять законные требования органов публичной власти.

(3) В случае нарушения законов, договорных обязательств инвесторы несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Молдова.

 

Глава III ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 9. Гарантия соблюдения прав инвесторов

(1) Органы публичной власти обязаны соблюдать права инвесторов, предоставленные им законом.

(2) В случае нарушения органом публичной власти прав инвестора последний вправе потребовать признания своего права и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 10. Гарантии неприменения экспроприации или других подобных действий

(1) Инвестиции не могут быть экспроприированы или подвергнуты другим подобным мерам, которые прямо или косвенно лишают инвестора права на собственность либо права контроля над инвестицией, за исключением случаев, предусмотренных частью (2).

(2) Инвестиционная деятельность может быть прервана принудительно лишь при наличии одновременно следующих условий:

a) данная мера предпринимается в общественно полезных целях;

b) указанная мера не является дискриминационной;

c) соблюдается условие предварительного и равноценного возмещения убытков.

(3) Общественная полезность и возмещение убытков регламентируются положениями законодательства об экспроприации в общественно полезных целях.

Статья 11. Гарантия возмещения убытков

(1) Инвестор пользуется в соответствии с действующим законодательством правом на возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения его прав, в том числе изданным органом публичной власти актом, нарушающим права и интересы инвестора, или другими противоправными

действиями органа публичной власти.

(2) Сумма возмещения должна быть эквивалентна реальной сумме ущерба на момент его причинения.

(3) Убытки, включая упущенную выгоду, понесенные инвестором вследствие выполнения какого-либо распоряжения органа публичной власти, нарушившего права данного инвестора, а также убытки, причиненные невыполнением или ненадлежащим выполнением этим органом или должностным лицом обязанностей перед инвестором, предусмотренных настоящим законом и другими законодательными актами Республики Молдова, возмещаются за счет средств органа публичной власти, причинившего ущерб инвестору.

(4) Сумма возмещения выплачивается инвестору в валюте, в которой была осуществлена инвестиция, или в любой другой конвертируемой валюте, если инвестиция была осуществлена в конвертируемой валюте.

Статья 12. Дополнительные гарантии

Органы публичной власти в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством могут предоставлять инвесторам дополнительные гарантии, в частности посредством залога имущества, находящегося в распоряжении этих органов.

Статья 13. Налоговые и таможенные льготы

Налоговые и таможенные льготы предоставляются инвесторам в

соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики

Молдова.

 

Глава IV ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СПОРЫ

Статья 14. Разрешение инвестиционных споров

(1) Инвестиционные споры должны разрешаться по взаимному соглашению.

(2) В случае невозможности разрешения спора по взаимному соглашению он подлежит разрешению компетентной судебной инстанцией Республики Молдова или, по обоюдному согласию, третейским судом (арбитражем) ad hoc или на постоянно действующей основе.

(3) Если стороны договорились о разрешении возникшего между ними спора третейским судом, они специально подтверждают этот факт, указав в случае необходимости и процедурные правила, выбранные в соответствии с законодательством Республики Молдова о третейском суде.

(4) Если стороны договорились о разрешении спора третейским судом ad hoc, при установлении процедурных правил учитываются:

a) Арбитражные правила Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву (Правила UNCITRAL);

b) Арбитражные правила Парижской международной торговой палаты, утвержденные 1 января 1988 года (Правила ICC);

c) другие принципы, нормы, правила, установленные сторонами.

(5) Если стороны договорились о разрешении спора третейским судом на постоянно действующей основе, учитываются международные договоры, одной из сторон которых является Республика Молдова, в том числе:

a) Конвенция по признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958 года;

b) Европейская конвенция о Международном коммерческом арбитраже, принятая в Женеве 21 апреля 1961 года;

c) Обязательство по применению Европейской конвенции о Международном коммерческом арбитраже, принятое в Париже 17 декабря 1962 года.

(6) Трудовые споры между администрацией предприятия с иностранными инвестициями и его работниками рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Молдова, если для иностранных работников в индивидуальных трудовых договорах не предусмотрены иные условия. Статья 15. Применяемое законодательство

При разрешении инвестиционных споров применяется законодательство Республики Молдова, если стороны не договорились об ином.

Статья 16. Обязательный характер арбитражных решений

Любое арбитражное решение, принятое в соответствии с положениями настоящей главы, является обязательным для сторон. При этом им предоставляются оригиналы или заверенные копии решений.

 

Глава V СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРАХ

И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ.

 

Статья 17. Предприятия с иностранными инвестициями, их ассоциации

(1) В Республике Молдова могут быть созданы предприятия с иностранными инвестициями в виде совместных предприятий и предприятий с иностранным капиталом.

(2) Совместным предприятием является созданное в соответствии с законодательством Республики Молдова предприятие, уставный капитал которого частично состоит из иностранных инвестиций.

(3) Предприятием с иностранным капиталом является созданное в соответствии с законодательством Республики Молдова предприятие, уставный капитал которого состоит полностью из иностранных инвестиций.

(4) Предприятия с иностранными инвестициями имеют право создавать международные ассоциации и организации, а также быть членом международных ассоциаций и организаций.

Статья 18. Регистрация, осуществление деятельности и роспуск предприятия с иностранными инвестициями

(1) Процедура регистрации, порядок осуществления деятельности и процедура роспуска предприятия с иностранными инвестициями идентичны таковым для отечественных предприятий и осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова.

(2) Для регистрации предприятия с иностранными инвестициями представляются документы, предусмотренные законодательством для государственной регистрации предприятий и организаций.

(3) Предприятие, созданное без участия иностранных инвестиций, а впоследствии полностью выкупленное иностранным инвестором, приобретает статус предприятия с иностранным капиталом в соответствии с действующим законодательством.

(4) В случае покупки иностранным инвестором долей (акций) предприятия, первоначально созданного без участия иностранных инвестиций, данное предприятие приобретает статус совместного предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Филиалы и представительства

(1) Предприятия-нерезиденты, их объединения и международные организации имеют право создавать в Республике Молдова филиалы и торгово-экономические представительства.

(2) Филиалы предприятий-нерезидентов, их объединений и международных организаций, созданные на территории Республики Молдова, приобретают статус предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, со дня их регистрации в порядке, предусмотренном статьей 18.

(3) Представительства предприятий-нерезидентов регистрируются на территории Республики Молдова в соответствии с действующим законодательством без права юридического лица и не имеют права осуществлять экономическую деятельность.

(4) Предприятия с иностранными инвестициями вправе создавать филиалы и торгово-экономические представительства как в Республике Молдова, так и за ее пределами, если это предусмотрено учредительными документами предприятия.

(5) Филиалы и представительства, созданные в Республике Молдова предприятиями с иностранными инвестициями (резидентами), не являются юридическими лицами.

Статья 20. Социальное страхование и социальное обеспечение

(1) Социальное страхование и социальное обеспечение работников предприятия с иностранными инвестициями осуществляются в соответствии с законодательством Республики Молдова. Предприятие может перечислять взносы в Фонд социального страхования работающих только для тех иностранных работников, которые изъявили желание пользоваться медицинским и социальным обеспечением в Республике Молдова. Это положение применимо и в случае уплаты взносов в Пенсионный фонд согласно законодательству Республики Молдова.

(2) Отчисления на социальное страхование и социальное обеспечение работников предприятий с иностранными инвестициями осуществляются по единым ставкам в национальной валюте РМ.

Статья 21. Перевод денежных средств и имущества, полученных в результате иностранного инвестирования

(1) Денежные средства и имущество, полученные в результате иностранного инвестирования, после выполнения налоговых обязательств свободно используются и переводятся на территории Республики Молдова и за ее пределы. Иностранные инвесторы пользуются правом свободно

конвертировать национальную валюту Республики Молдова в иностранную валюту и наоборот в соответствии с законодательством Республики Молдова.

(2) Денежные средства и имущество, предусмотренные в части (1), включают, в частности:

a) прибыль, проценты, дивиденды и другие текущие доходы;

b) суммы, полученные на договорной основе, в том числе возвращенные заемные суммы и проценты по ним;

c) периодические платежи, поступления и другие суммы, полученные от реализации прав на интеллектуальную собственность, предусмотренных пунктом f) части (1) статьи 4;

d) компенсации (возмещение убытков), предусмотренные настоящим законом и другими законодательными актами Республики Молдова;

e) суммы, полученные в результате разрешения какого-либо спора;

f) заработную плату и гонорары работников, нанимаемых за рубежом и допущенных к работе в связи с инвестициями на территории Республики Молдова, в размере и порядке, установленных законодательством Республики Молдова;

g) суммы и имущество, составляющие инвестиции, полученные или оставшиеся после роспуска предприятия;

h)суммы, полученные инвестором в связи с продажей или экспроприацией инвестиций.

(3) В соответствии с настоящим законом денежные средства, предусмотренные в частях (1) и (2), могут быть конвертированы и переведены через лицензированные банки Республики Молдова с применением процедур, установленных законодательством Республики Молдова.

(4) Денежные средства конвертируются по обменному курсу лицензированного банка Республики Молдова.

(5) Иностранные инвесторы имеют право вывозить за пределы Республики Молдова свои доходы, оставшиеся после выполнения налоговых обязательств, или часть этих доходов в виде продукции, приобретенной на внутреннем рынке РМ, если это не противоречит законодательству Республики Молдова.

Статья 22. Режим недвижимого имущества

Иностранные инвесторы вправе приобретать в собственность в соответствии с законодательством Республики Молдова в целях осуществления предпринимательской деятельности недвижимое имущество на территории РМ, кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда.

Статья 23. Гарантия признания уступки прав

Республика Молдова признает уступку прав иностранного инвестора на осуществленные им инвестиции на ее территории другому государству или юридическому лицу другого государства.

 

Глава VI ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В

ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 24. Разработка и реализация государственной политики в области инвестиционной деятельности

(1) Государственная политика в области инвестиционной деятельности разрабатывается и осуществляется Правительством.

(2) Исполнительным органом, уполномоченным осуществлять инвестиционную политику и координировать деятельность по привлечению инвестиций в Республику Молдова, является Министерство экономики.

 

Глава VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 25

(1) Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Закон об иностранных инвестициях № 998-XII от 1 апреля 1992 года.

(2) Иностранные инвесторы, осуществившие инвестиции и пользовавшиеся гарантиями и льготами в соответствии с Законом об иностранных инвестициях № 998-XII от 1 апреля 1992 года, имеют право и в дальнейшем пользоваться всеми предоставленными этим законом гарантиями и льготами.

(3) Правительству в трехмесячный срок:

a) представить Парламенту предложения по приведению законодательства в соответствие с настоящим законом;

b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

c) представить Парламенту предложения по внесению изменений в налоговое и таможенное законодательство с целью предоставления равных льгот иностранным и отечественным инвесторам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В Молдове – позиционная война"

 

Провал голосования по выборам президента Молдовы 7 декабря перевёл борьбу между Партией коммунистов и правым Альянсом за европейскую интеграцию в клинч. Соперники, как обессилившие боксёры, повисли друг на друге. АЕИ не смог вложить недостающий паззл в картину своей легитимной власти. ПКРМ, в свою очередь, сорвала конкретный замысел противника, но в целом это — путь в никуда. Своими силами нанести решающее поражение правым и вернуться к власти коммунисты не могут.

 

Проявилось, что избрание Мариана Лупу не нужно никому, кроме него самого. Этим только и объясняется то, что только он часто и определённо говорит о необходимости возврата к всенародным выборам президента Молдовы. Все прочие играют в игры: кто заверяет, что Конституцию вообще трогать нельзя, кто предлагает снизить количество депутатов, необходимых для избрания главы государства в Парламенте до простого большинства.

 

Что дальше? Некоторые политологи утверждают, что 7 декабря ПКРМ нанесла «успешный контрудар» по врагу в лице АЕИ. Но любой контрудар хорош, когда он ведёт к какой-то цели. Здесь цель как будто — досрочные выборы Парламента и реванш. Но, во-первых, АЕИ, обладающий всей полнотой фактической власти, может эти выборы и не проводить. Ну, разве что Владимир Филат захочет выборов для пущего укрепления позиций Либерально-Демократической партии. А если не захочет? Силы в виде административного ресурса у ПКРМ нет. Деньги будут всё больше переходить к АЕИ. Так что если Альянс «заартачится», как говорит Михай Гимпу, и не будет проводить выборы ещё год-два-три, то никто его не заставит это сделать. А Запад и Восток, скорее всего, политкорректно промолчат.

 

Во-вторых, без союзников ПКРМ не победит. Если против коммунистов обратится то, что раньше было в их руках, то максимум, на что может рассчитывать партия — это вновь получить блокирующий пакет акций по выборам президента в Парламенте. Но, думаю, АЕИ «пойдёт по беспределу» и не позволит бесконечно блокировать выборы. И даже если при этом Альянс примется ломать через колено коммунистов, гости иноземные вновь сделают вид, что ничего не происходит.

 

Теперь, когда ПКРМ в оппозиции, ей могло бы помочь то, что не раз выручало правых — уличные митинги. Но ПКРМ оказалась неспособна организовать даже самый завалящий митинг. А единственное, чего может по-настоящему испугаться матёрый депутатище — это вой, рёв и визг многотысячной толпы под окнами и предупреждения, что после выхода из дворца будут бить. И, возможно, ногами. Если за тобой нет табуна мордоворотов, тебя никто не будет бояться. Примут, какие надо, законы, и будь здоров, не кашляй.

 

Поэтому поле битвы ПКРМ — зал заседаний Парламента. Это узкое пространство. Инициатива в жёстких ходах за правыми. Они правят страной. В том числе и потому, что провал М.Лупу сохранил президентское кресло за М.Гимпу.

 

Наверно даже ближайшим советникам В.Воронина и то уже понятно, что если бы ПКРМ сама двинула Мариана Лупу в президенты после 7 апреля, то Владимир Воронин сейчас благополучно правил бы Молдовой из кресла спикера. Но теперь, когда ПКРМ проявила или трусость 7 апреля (не решившись подавить поддержанный Румынией мятеж) или неверный анализ обстановки, сдав власть на пустом месте, всё изменилось.

 

Правые будут давить коммунистов со всех сторон: заводить уголовные дела, закрывать и отбирать СМИ, переподчинять банки; возможно, кого-то арестовывать, чтобы получить показания на «больших людей» партии. Цель уже обозначена — разрушить ПКРМ как таковую. Это дело небыстрое. У коммунистов пока много сил и денег.

 

ПКРМ в этих условиях должна перестать воевать против всех, иначе она проиграет очень быстро. Не надо тратить время и на то, чтобы расходовать силы в бесконечных атаках с требованием досрочных выборов. Если ты не можешь чего-то добиться, сделай паузу. Скушай... чего захочешь. А после начни сколачивать не Левоцентристскую (это задача позавчерашнего дня), а Антиунионистскую коалицию. Ведь среди государственников — молдаване, русские, украинцы, болгары и др. национальности Молдовы. И все они разные по социально-экономическим воззрениям — от левых до правых. Поэтому надо формировать что-то вроде Отечественного Фронта, ставящего целью сохранение молдавской государственности. И ничего страшного, если в такой Фронт (Коалицию) ПКРМ войдёт на равных: сейчас не до выяснения первенства. А, может быть, такое объединение достаточно создать де-факто, если де-юре это разнородным силам покажется неприемлемым.

 

Борьба может затянуться надолго. Возможно, через год-два политическая карта Молдовы будет иной. Какие-то партии распадутся, какие-то возникнут или объединятся между собой. Это — позиционная война. Победит тот, у кого в обществе окажется больше поддерживающего ресурса, и больше союзников.

 

Война амбиций заканчивается. Начинается война выдержек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! В продолжении нашей темы очень интересная статья!!!

 

Инвесторы уходят из Молдовы

21 декабря, 11:00 businesspress.ru

Компания ITERA International Energy L.L.C, обладающая почти 90 процентами акций АО «Moldcarton» приняла решение о продаже своего пакета акций. Как говорится в сообщении «ИТЕРЫ», решение принято «в связи с убыточностью предприятия».

 

Компания отмечает, что, начиная с 2002 г., инвестиции в предприятие составили 20 млн долларов.

 

В структуре собственности АО «Moldcarton», «ИТЕРЕ» принадлежало 89,06 % акций. Сумма и другие детали сделки не разглашаются.

 

АО «Moldcarton» является единственным производителем бумаги и картона и самым крупным производителем упаковочной продукции из гофрокартона в Молдове. Комбинат по производству картона был построен в период 1985-1989гг. и введен в эксплуатацию в декабре 1989г. В 2002 г. компания ITERA International Energy L.L.C. приобрела 89,06 % акций АО «Moldcarton» за 2,15 млн долларов.

 

В четверг, международное агентство «Fitch Rating» объявило о прекращении мониторинга кредитного рейтинга Молдовы. Одновременно, агентство подтвердило кредитный рейтинг Молдовы по долгосрочным займам в твердой валюте на уровне « В – », а в национальной – «B», что указывает на наличие значительных кредитных рисков при ограниченной «подушке безопасности».

 

ИА OMEGA

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Здравствуйте! В продолжении нашей темы ещё одна очень интересная статья!!!

 

11 января, 09:57 Interlic

 

В Молдове обанкротился оператор мобильной сотовой связи в стандарте GSM 900/1800 - компания Eventis Mobile, контролируемая российской инвестиционной группой Eventis Telecom Holdings.

 

Как сообщил журналистам на пресс-конференции в Кишиневе вице-премьер, министр экономики Молдовы Валерий Лазэр, банкротство Eventis Mobile произошло в результате плохого управления и отсутствия глубокого исследования рынка во время запуска бизнеса. Как отметил В.Лазэр, в настоящее время проводятся все необходимые процедуры по переходу клиентов Eventis Mobile в другие компании мобильной связи без нанесения ущерба.

 

В начале ноября 2009 г. у компании Eventis Mobile были конфискованы товары на сумму свыше 2 млн леев (боле 162 тыс. долл.) из-за долгов на указанную сумму перед 15 крупными кредиторами.

 

Молдавско-кипрское совместное предприятие Eventis Mobile, контролируемое зарегистрированной на Кипре российской инвестиционной группой Eventis Telecom Holdings, в декабре 2006 г. стало победителем объявленного в Молдове международного конкурса на получение третьей индивидуальной лицензии на оказание в республике услуг мобильной сотовой связи в стандарте GSM 900/1800. Она запустила в Молдове свою сеть в стандарте GSM 900/1800 под брендом Eventis в конце декабря 2007г. За получение лицензии компания уплатила 8 млн долл. Конкурентом СП Eventis Mobile на втором этапе конкурса на получение названной лицензии было российское ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Однако конкурсная комиссия, оценивавшая предложения участников конкурса на основе таких критериев, как технические, финансовые, менеджерские возможности компаний, поставила наибольшее количество баллов СП Eventis Mobile. Сильными сторонами предложения компании Eventis Mobile были названы среди прочих готовность оказывать диверсифицированные услуги по выгодным тарифам, возврат инвестиций в сжатые сроки, полное покрытие территории Молдовы в первые три года деятельности.

 

Молдавско-кипрское СП Eventis Mobile контролируется инвестиционной группой Eventis Telecom Holdings (51%, Кипр). Eventis Telecom владеет телекоммуникационными активами в Киргизии, Казахстане и Узбекистане. В качестве перспективных целевых рынков компания рассматривает страны СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Инвестиционная компания специализируется на реализации телекоммуникационных проектов на развивающихся рынках. Основной сферой деятельности компании является построение и управление операторами сетей мобильной, фиксированной связи, передачи данных и доступа в сеть интернет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот такие вот дела у нас творятся ...

 

За изменение почти 70 статей конституции Молдавии высказалась комиссия по конституционной реформе основного закона. Председатель комиссии, юрист Виктор Попа, сообщил, что возглавляемая им комиссия внесёт изменения в менее чем половину статей конституции. После этого новая редакция основного закона Молдавии будет предложена для утверждения парламенту страны.

Председатель парламента Михай Гимпу заявил 12 января, что парламент попытается преодолеть конституционный кризис путем осуществления конституционной реформы. По его мнению, прежде всего следует изменить конституционные положения о порядке избрания президента.

Нынешняя конституция предусматривает роспуск парламента в случае, если законодатели за две попытки не могут избрать президента голосами трёх пятых своего состава (61 голос из 101). Михай Гимпу считает, что необходимо изменить законодательство таким образом, чтобы в третьем туре президент избирался простым большинством голосов депутатов.

Однако некоторые юристы считают новые парламентские выборы неизбежными и в случае изменения конституции. Они отмечают, что новая конституция не может иметь обратной силы, а обязательность роспуска парламента после 16 июня 2010 года наступила ещё 7 декабря прошлого года — после того, как парламент провалил вторую попытку избрания президента.

С другой стороны, нынешний парламент не может быть распущен до 16 июня 2010 года. Согласно конституции Молдавии досрочный роспуск парламента возможен только спустя год после его избрания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Здравствуйте! В продолжении нашей темы ещё одна очень интересная статья!!!

 

Иностранные инвесторы обеспокоены ситуацией с ценами в Молдове 10.02.2010

 

. Члены Ассоциации иностранных инвесторов (АИИ) в Молдове обеспокоены трудностями, с которыми они сталкиваются в последнее время.

Как передает "ИНФОТАГ" со ссылкой на пресс-службу министерства экономики, инвесторы встревожены ростом цен, системой контроля цен на таможне, ситуацией с курсом лея, изменениями законодательства.

 

Эти проблемы они обсудили на встрече с вице-премьером, министром экономики Валерием Лазэром. Он объяснил, что министерство пересматривает законодательную базу, касающуюся инвестиционного климата, с целью облегчения административного бремени инвесторов.

 

Министр приветствовал готовность инвесторов к открытому диалогу по поводу существующих проблем и предложил разработать план встреч на 2010 г.

 

В ближайшее время правительство и члены ассоциации проведут круглый стол с иностранными инвесторами.

 

АИИ основана в сентябре 2003 г. Она объединяет 19 компаний, среди которых Draxlmaier Automotive (Германия), Leogrand (Турция), Metro Cash & Carry (Германия), Mobiasbanca - Groupe Societe Generale (Франция), Moldcell (Голландия), Orange Moldova (Франция), Tirex Petrol (Германия), Union Fenosa (Испания). Объем инвестиций членов Ассоциации в экономику превышает $750 млн. - более половины всех инвестиций, которые поступили за годы независимости. Ассоциация обеспечила работу более 8 тыс. гражданам республики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

В Молдавии закончился политический кризис ?

 

В сентябре изменят конституцию, а затем проведут выборы президента и парламента. Выдвижение кандидатов на пост главы государства уже началось. Вчера о планах побороться за него объявил бывший советник Анатолия Чубайса Валерий Пасат, вернувшийся на родину из России только в этом году.

 

В Молдавии, похоже, закончился затяжной политический кризис, вызванный неспособностью парламента избрать президента. Лидер оппозиционной Партии коммунистов, экс-президент Владимир Воронин, ранее противившийся любым инициативам правящего в стране либерально-демократического альянса «За европейскую интеграцию», изменил позицию и поддержал вчера решение оппонентов изменить процедуру выборов главы государства. «Партия коммунистов заявляет, что становится на позицию активной политической поддержки общества в вопросе избрания главы государства. То есть мы выступаем за прямые президентские выборы», объявил товарищ Воронин.

 

Теперь республику ждет следующий сценарий: в сентябре там состоится референдум по изменению конституции, и если население поддержит идею прямых президентских выборов (до сих пор глава государства избирался парламентом), в ноябре одновременно будет избран и новый президент, и новый парламент.

 

Выдвижение кандидатов в президенты Молдавии, по сути, уже началось. Например, вчера о намерении побороться за этот пост неожиданно заявил экс-советник бывшего главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса Валерий Пасат. Он хорошо известен в Москве не только работой в команде господина Чубайса в 2004-2005 годах, но и тем, что в середине 90-х возглавлял молдавское посольство в РФ. А вот в 2000-е ему пришлось несладко. Во время скандальной парламентской избирательной кампании 2005 года он прилетел в Кишинев, чтобы поддержать проигравших коммунистам оппозиционеров, но был арестован и приговорен к десяти годам тюрьмы. По официальной версии, господина Пасата посадили за нарушения при продаже в 1997 году США (он тогда возглавлял минобороны Молдавии) самолетов МиГ-29. По неофициальной версии, с ним свел счеты тогдашний президент Владимир Воронин, никогда не скрывавший своей к нему неприязни. Как бы то ни было, но в 2007 году Валерий Пасат, за которого активно заступалась Москва, был амнистирован и уехал в РФ. Спустя еще два года он был полностью оправдан молдавским судом, однако вернулся из России на родину только недавно, после того как коммунисты во главе с Владимиром Ворониным полностью лишились власти в стране.

 

Вчера Валерий Пасат объявил о планах создать собственную партию, заявив, что будет участвовать в намеченных на осень парламентских и президентских выборах. Презентовать свою политическую силу он обещает через несколько недель. По данным «Ъ», инициатива господина Пасата, который за годы жизни в РФ обзавелся здесь неплохими связями, запускается при поддержке Москвы. Правда, исходит она уже не от его покровителя, нынешнего главы «Роснано» Анатолия Чубайса. Во всяком случае соратники последнего по партии «Правое дело» говорят, что они к политической карьере господина Пасата отношения не имеют. «В свое время мы оказывали ему поддержку. Когда он сидел в тюрьме, Чубайс ясно сказал: своих не сдаем. И мы добились своего. Я сам летал за ним в Кишинев, сказал „Ъ“ сопредседатель „Правового дела“ Леонид Гозман. Оказывать же ему поддержку в борьбе за власть в другом государстве мы не можем. Хотя, безусловно, желаем ему успеха. Мне кажется, что он был бы хорошим президентом».

 

Связаны с Москвой и остальные потенциальные кандидаты в президенты Молдавии, такие как лидер Демпартии Мариан Лупу, не отказавшийся от президентских амбиций после безуспешных попыток заполучить этот пост минувшей зимой. Господину Лупу в прошлом году довелось встретиться в Кишиневе с президентом РФ Дмитрием Медведевым, после чего Кремль не раз намекал, что этот политик Россию вполне устраивает. Также демократ Мариан Лупу договорился о сотрудничестве с российской партией власти «Единой Россией» и поддерживает с ней тесные контакты.

 

В последнее время Москва демонстрирует свое расположение и в отношении лидера Либерально-демократической партии Молдавии, премьера Влада Филата, недавно заявившего, что если бы президент в его стране избирался всенародно, то он бы «проголосовал за Филата». Правда, с ним работают уже по другой линии: 21 мая он встречался с премьером РФ Владимиром Путиным во время заседания совета глав правительств стран СНГ и рассчитывает на повторную встречу в этом месяце. В начале нынешней недели глава МИД Молдавии Юрий Лянкэ заявил «Ъ», что стороны занимаются ее согласованием. А вчера источник «Ъ» в молдавском правительстве сообщил, что договоренность проведении встречи Путин Филат до конца июня уже достигнута.

 

Пока не прояснилось, кого выдвинут в президенты молдавские коммунисты. Они вполне могут решить, что их бессменный лидер Владимир Воронин, отработавший два президентских срока подряд с 2001 по 2009 год, имеет право вновь побороться за эту должность, поскольку он почти год провел в оппозиции. Впрочем, вчера Владимир Воронин заявил, что со своим кандидатом Компартия пока не определилась. Тем не менее на всякий случай коммунисты поддерживают контакты с Москвой их представители нередко бывают в российской столице, встречаясь с чиновниками разного уровня.

 

Российский фактор на будущих выборах в Молдавии, судя по всему, будет играть существенную роль. Достаточно сказать, что соцопрос, проведенный здесь в конце мая Институтом публичной политики, показал, что 54,1% граждан поддерживают идею придания русскому языку статуса второго государственного. При этом, согласно опросу, российские политики оказались в этой республике куда популярнее своих молдавских коллег. На первом месте в рейтинге доверия среди граждан Молдавии находится премьер Путин с 69,7% доверия, а на втором президент Медведев 67,4%. Для сравнения, Мариану Лупу, Владу Филату и Владимиру Воронину доверяют 42,9%, 42,5% и 36,2% молдаван соответственно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Германия потребовала вывода Российского контингента из Приднестровья

 

 

http://s001.radikal.ru/i196/1006/98/56cb17a3fc84.gif

 

Берлин призвал Россию вывести свои войска из Приднестровья, сообщает «Независимая газета» и только потом Германия поддержит инициативу Президента РФ Дмитрия Медведева по Договору о европейской безопасности.

 

Идею создания, так называемого, комитета Россия-ЕС для решения внешнеполитических проблем и вопросов безопасности выдвинул Д. Медведев на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель 5 июня в Мезеберге.

 

 

http://s11.radikal.ru/i183/1006/80/49ad5a30b90c.jpg

 

Канцлер Германии, как заявил директор программы «Россия-Евразия» совета по внешней политике Александр Рара, фактически дала ответ России за всю Европу, «решайте вопрос с выводом российских войск из Приднестровья…, а потом будем договариваться о вопросах безопасности». По его мнению, Москву такое условие не устроит.

 

Напомним, что и.о. Президента Молдавии Михай Гимпу в конце января призывал к выводу российского контингента из Приднестровья, тогда МИД России согласился с такой постановкой вопроса, но только не раннее, чем будет окончательно определен статус Приднестровья.

 

Российский контингент в Приднестровском регионе состоит из двух мотострелковых батальонов и батальона охраны, насчитывает около полутора тысяч человек с бронетехникой. Кроме того, в местечек Колбасное, находится целый арсенал бывшей 14-й армии России, где хранится тяжелая и легкая бронетехника, артиллерия, средства ПВО, боеприпасы. Обе конфликтующие стороны, хотели бы получить такую сильную карту в собственность.

 

Землячество трейдеров Молдавии Академии трейдинга Masterforex-V отмечает, что российско-германская договоренность о создании комитета РФ-ЕС поможет решению, как политических вопросов, так и практических, в частности миротворческих.

Изменено пользователем Oleg62
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попытка Молдовы переписать историю или раскол в правящем альянсе

 

http://i047.radikal.ru/1006/1f/e1b4ccd19bfe.jpg

 

Новая волна политического кризиса нахлынула в Молдове на пороге президентских выборов.

24 июля и.о. Президента страны Михай Гимпу подписал Указ, который объявляет 28 июня «днем советской оккупации». В Указе выдвинуто требование вывода российского военного контингента с территории непризнанной Приднестровской республики. Как заявил М. Гимпу, « … эта армия имеет статус оккупационной …».

 

Указом предусматривается в этот день проводить мероприятия в память жертв «введения советской армии и тоталитарного коммунистического режима». На всей территории страны будут приспущены государственные флаги, отменены развлекательные мероприятия, в 10 часов утра будет проведена минута молчания.

 

С 1812 года территория Бессарабии входила в состав Российской империи, а в 1917 году была оккупирована Румынией. До оккупации Бессарабия никогда не была территорией Румынии. СССР не признавал румынскую оккупацию. В 1924 году территории Приднестровья и сопредельные с ней районы Украинской ССР были объединены в Молдавскую автономную ССР в составе УССР, а 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию и в результате объединения с МАССР была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика.

 

Данный Указ стал полной неожиданностью не только для рядовых жителей Молдовы, но и для соратников и.о. Президента по правящему Альянсу.

 

Премьер-министр Правительства Влад Филат заявил, что об Указе ничего не знал – Альянс пьет валерьянку.

 

Антироссийское Движение «Европейское действие», в лице вице-председателя Анатолия Петренко, приветствует и поддерживает такой поступок и.о. главы государства и призывает лидеров Альянса поддержать М. Гимпу с его Указом, при этом заявляя, что 28 июня 1940 года – черная дата для румын и Румынии. Интересно, о ком печется данный политик – о Румынии. А его политический собрат, вообще идет дальше: «… удивляет, что до сих пор существуют политические силы, отрицающие оккупацию Бессарабии советскими войсками».

 

А вот партия «Единая Молдова» возмущена провокационными действами М. Гимпу, оскорбляющими молдавский народ, сотни лет боровшийся за право быть свободным и независимым государством, и это право было получено именно 28 июня 1940 года, в результате советско-румынского соглашения. «Единая Молдова» призывает М. Гимпу к отставке, обвиняя его в экстремизме.

 

Партия гуманистов Молдавии расценивает Указ как попытку пересмотра истории в антироссийском аспекте, его абсурдность еще больше затруднит урегулирование проблемы Приднестровья и приведет к обострению отношений с Российской Федерацией.

Партия считает, что указ должен быть отменен.

 

Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) в лице ее вице-председателя и министра юстиции страны Александра Тэнасе, называет указ «топорным». А депутат от Демократической партии Игорь Корман считает, что указ ошибочен и с политической точки зрения, потому что преподнесет огромный подарок коммунистам в преддверии выборов. Дмитрий Дьяков, почетный председатель Демократической партии, считает, что М. Гимпу вообще превысил свои полномочия, следовало предварительно проконсультироваться с Альянсом.

 

Лидер «Нашей Молдовы», парламентской фракции Альянса, Василий Балан утверждает, что правящий Альянс «дал трещину», потому что работа в коалиции – это, прежде всего - консультации с коллегами, и неправильно действовать самостоятельно в таких тонких вопросах.

 

Заявления М. Гимпу мобилизовали коммунистов и их сторонников, которые и так на сегодняшний день имеют рейтинг более 50%. Сторонники Владимира Воронина заявили, что будут защищать демократию в стране и начнут уже 28 июня.

Кстати говоря, в понедельник и.о. президента хочет представить парламенту законопроект о запрете компартии.

 

Землячество трейдеров Молдавии Академии трейдинга Masterforex-V отмечает, что еще не забыто похожее поведение бывшего Президента Украины В. Ющенко, терявшего свой электорат и накануне выборов решившего переписать факты истории, все помнят, что из этого получилось. Манипулировать фактами истории нельзя, это приводит к извращенным формам ее понимания и, как следствие - к различного рода конфликтам.

 

На этот счет очень интересно высказался Председатель комитета Госдумы Российской Федерации по международным делам Константин Косачев, назвав данный Указ «глупостью», а выдвинутый в нем ультиматум России – противоречащим намерениям и нормам международного сообщества, а на глупость не всегда стоит реагировать, даже на политическом уровне.

 

 

 

 

 

Адвего 96%[/size]

Изменено пользователем Oleg62
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

ГЛОБАЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ ИНВЕСТОРОВ

http://logos.press.md/Weekly/PhotoBig/859-01_B.jpg

Исполнительный директор аналитического центра «Expert Grup» Валериу Прохницки: «Две ключевые проблемы Молдовы в вопросе привлечения иностранных инвестиций - регуляторные барьеры и инфраструктура».

http://logos.press.md/Weekly/PhotoBig/859-08_B.jpg

Заместитель министра экономики Октавиан Калмык: «Надеяться на увеличение притока иностранных инвестиций можно только к началу будущего года».

Инвестиции в основной капитал в молдавской экономике составили за шесть первых месяцев года 3,3 млрд леев. Это на 3,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Национального бюро статистики, ситуацию по сравнению с первым кварталом, когда спад по сравнению с прошлогодним составил свыше 20%, немного подправили местные органы власти и собственные средства хозяйствующих субъектов и населения. Их вложения увеличились соответственно на 2% и 5,7% по отношению к прошлогодним инвестициям. А вот иностранный капитал в Молдову не спешит: доля зарубежных инвестиций в общем объеме вложений в экономику составила всего 16,1%. В денежном эквиваленте это всего 533,5 млн леев. По отношению к первой половине 2009 года зарубежные инвестиции упали на 13,1%.

 

 

«Молдавская экономика испытывает недостаток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), но надеяться на увеличение их притока может только к началу будущего года. Потом в течение трех ближайших лет рост зарубежных капиталовложений будет постоянным и все более заметным», - такое мнение озвучил на презентации ежегодного доклада по инвестициям, подготовленного Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), замминистра экономики Октавиан Калмык.

 

Выводы минэкономики в точности повторяют позицию авторов доклада о мировых инвестициях. В отчете UNCTAD подчеркивается, что после существенного глобального спада ПИИ в 2009 году в мировых финансах и инвестиционных потоках наметилась некоторая стабильность, которая должна привести к постепенному восстановлению инвестиционной активности к 2013 году. «В целом страны продолжают работу по либерализации и поощрению иностранных инвестиций, хотя при этом имеет место и увеличение числа новых мер по их урегулированию», - отмечается в исследовании.

 

Доклад об инвестициях в 2010 году стал юбилейным, двадцатым с момента начала их публикаций подразделением по развитию ООН. И он коренным образом отличается от всех предыдущих узкоспециализированной направленностью – впервые анализ движения инвестиций рассматривается сквозь призму вложений в низкоуглеродную экономику. Основная цель такого подхода – привлечь внимание бизнеса и государственных институтов к проблемам изменения климата и роли транснациональных корпораций в их преодолении. Также большую роль в развитии низкоуглеродной экономики, по мнению авторов доклада, играют иностранные инвестиции: в 2009 году их объем в данную сферу составил $90 млрд.

 

Заместитель постоянного представителя ПРООН в Молдове Матильда Димовска в связи с этим отметила, что фактор энергоэффективности и снижения вредных выбросов во всем мире становится одним из ключевых элементов развития и технологической модернизации предприятий. Без серьезных инвестиций при этом не обойтись. В связи с этим Димовска приветствовала тот факт, что Молдова одной из первых присоединилась к Копенгагенскому соглашению о противодействию парниковому эффекту и активно проводит предусмотренные этим документов мероприятия. «Снижение вредных выбросов и связанные с этим инвестиции станут для страны одним из ключевых факторов развития и эффективности экономики», - констатировала представитель ПРООН.

 

Молдове в некоторой степени повезло с географическим расположением. Именно в Юго-Восточной Европе и СНГ авторы ежегодного отчета видят один из регионов стабилизации и восстановления инвестиционных потоков в мире. Связано это в первую очередь с повышением цен на сырьевые товары и ускорением экономического оживления в крупных странах региона, ориентированных на экспорт сырьевых ресурсов (Россия, Казахстан, Украина). Такой прогноз звучит особенно оптимистично на фоне прошлогоднего критического спада притока ПИИ, когда объем инвестиций в страны региона упал на 43% и составил всего около $70 млрд. Особенно заметным было сокращение инвестиционного потока в Российскую Федерацию. Приток ПИИ в нее сократился почти в два раза по сравнению с пиковым 2007 годом.

 

Но даже на этом фоне приток иностранных инвестиций в молдавскую экономику по итогам прошлого года продемонстрировал катастрофическое падение, сократившись в 8,2 раза и составив всего $86 млн. Это цена, которую наша экономика заплатила за две выборные кампании, апрельские погромы и установившуюся в стране политическую нестабильность. Конечно, сказался и общемировой финансово-экономический кризис. Но в докладе UNCTAD подчеркивается, что приток ПИИ в Юго-Восточную Европу из-за кризиса снизился в меньшей степени, чем в СНГ, «поскольку иностранные инвесторы продолжают находить привлекательные проекты в секторах услуг, ориентированных на внутренние рынки. Финансовый сектор выступал крупнейшим получателем ПИИ, намного опережавшим другие секторы экономики по данному показателю».

 

В целом объем иностранных инвестиций, которые жизненно необходимы для поддержания экономик развивающихся стран, к 2011 году приблизится к отметке 1,3-1,5 триллиона долларов, а в 2012 году составит около 1,6-2 триллиона долларов, отмечается в докладе. На 2010 год объем мировых инвестиций прогнозируется на уровне 1,2 триллиона долларов, что примерно на 1 млрд больше показателя 2009 года. Напомним, что пик инвестиционной активности пришелся на 2007 год, когда мировые потоки ПИИ составили порядка 2,1 триллиона долларов.

 

Чтобы получить свою долю «мирового инвестиционного пирога», правительство предпринимает шаги по созданию благоприятных условий для инвестиций и привлечения в страну зарубежного капитала, заявил Октавиан Калмык во время презентации доклада. Он подчеркнул, что проблема общемировых инвестиций заключается не в отсутствии денег, а в нехватке гарантий и уверенности в эффективности капиталовложений. «Инвесторы ждут большей определенности, стабильности как в мировой экономике в целом, так и в отдельных странах, - отметил замминистра экономики. - Прошлый год в этом отношении был крайне неудачным для Молдовы. Сейчас ситуация чуть лучше, но нам нужно обеспечить политическую, экономическую и социальную стабильность в обществе, чтобы инвесторы вновь проявили интерес к нашей стране и к молдавской экономике»

 

Заместитель директора Организации по продвижению экспорта и привлечения инвестиций в Молдову (MIEPO) Денис Желималай представил обстоятельный анализ основных тенденций в мировых инвестициях, подчеркнув при этом, что Молдова далеко не всегда находится в русле этих явлений. «В последние годы хорошо заметен тренд увеличения ПИИ в в сектора и в бизнес, ориентированные на энергосбережение и сокращение вредных выбросов в атмосферу, более глубокую переработку сырья и снижение потерь при производстве, - заметил Желималай. - Особенно эта тенденция проявляется в развивающихся странах, где уровень экономического развития и технологического оснащения предприятий не столь высоки. Это дает хорошие стартовые позиции и серьезные преимущества для инвесторов, т.к. технологическая модернизация и внедрение ноу-хау позволяют добиться заметного роста эффективности производства и ускоренного возврата инвестиций. В этом отношении Молдова пока не вписывается в общемировые процессы, у нас вложения в энергетику, промышленность, переработку сырья пока не обеспечили качественного скачка в этих секторах и не стали трамплином к технологической революции».

 

С этим утверждением согласился и руководитель аналитического центра «Expert Grup» Валериу Прохницки, который представил подготовленное центром исследование «Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику Республики Молдова». Он подчеркнул, что в молдавской экономике наблюдается сильная концентрация ПИИ в финансовом секторе. «В этом мы не сильно отличаемся от остального мира, - заметил Прохницки. - Но при этом важно, чтобы в структуре прямых инвестиций не доминировали кредиты и займы, а вложения в банковско-финансовый сектор сопровождались повышением доступностью кредитных ресурсов. К сожалению, по обеим позициям у нас не столь все однозначно. Это подтверждается и ничтожно малой долей финансирования проектов в энергетике и промышленности. В такой ситуации трудно говорить о влиянии инвестиций в технологическую модернизацию и снижение вредных выбросов. Поэтому Молдове предстоит найти способы повышения интереса инвесторов к внедрению энергосберегающих технологий и промышленному перевооружению, чтобы вписаться в мировые тенденции».

 

По мнению Валерия Прохницки, две ключевые проблемы Молдовы в вопросе привлечения иностранных инвестиций - регуляторные барьеры и инфраструктура. Хотя Молдова в докладе Всемирного банка Doing business – 2010 вошла в десятку лидеров по реформам для облегчения бизнеса, она продолжает находиться в конце первой сотни среди стран мира, отметил эксперт. Поэтому проблем в этом сегменте у нас еще много, и решать их необходимо как можно быстрее, если мы хотим привлекать иностранные инвестиции. Кроме того, Прохницки призвал повысить роль государства в создании современной инфраструктуры и преодолении отставания Молдовы в таких компонентах инвестиционной привлекательности, как качество высшего образования и подготовки профессиональных кадров, социальные гарантии работников, снижение уровня коррупции и бюрократических барьеров.

 

Дмитрий КАЛАК

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...