Сергей Николаевич
Пользователь-
Постов
508 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Достижения Сергей Николаевич
живет тут (5/5)
0
Репутация
-
открою вам тайну, реальная торговля осуществляется таким образом в определенной точке ставиться отложенник с тейк профитом и стоп лосом, и все. При срабатывании отложенника цена идет к тейк профиту, в течении 2-4 часов она туда просто доходит (из 10 сделок 2 раза срабатывает лосс)-профит есть....что делать человеку в свое свободное время он решает сам.... вам же ни кто не тыкает что вы с девочками по саунам ходите (значит время на то есть). К тому же в сутках 24 часа..... есть такая пословица "не лазь в чужой монастырь со своим уставом через колючую проволку" Не детский же сад в самом деле.....
-
"Я не собираюсь уходить с Волги!" - кричал Гитлер и приказал окруженной 6-й армии сражаться до последнего солдата. В феврале 1943 фон Паулюс капитулировал. Эта трагедия означала проигрыш в войне. Гитлер, на весь мир обещавший захватить Сталинград, вынужден был смириться с гибелью огромной армии, истекавшей кровью и пытавшейся выполнить данную ему клятву. Разрешите здесь немного Вас поправить. Касаемо Сталинграда. Безусловно вопрос по оставлению или нет Сталинграда был политическим, но Гитлер не стал бы выбирать между стратегической обстановкой и престижем ,в пользу последнего. Он всеже был здравомыслящим человеком. После того, как Паулюс попал в окружение он начал посылать радиограммы в Берлин с просьбой оставить Сталинград, это факт...... Гитлер вызвал к себе командающего в тот момент Люфтваффе (не помню его фамилии помоему Ганс Ешонек) и спросил о возможности доставки грузов окруженным, при этом он не давал обычно времени на раздумья а поскольку командающий Люфтваффене НЕ знал численность группировки окруженных то он ответил что да это возможно (и привел пример о снабжении 100 000 группировки немцев под Демьянском ). Геринга в этот момент не было, он был на встрече во Франции с промышленниками, и когда встреча их состоялась Гитлер уже укрепился в своем мнении о прорыве блокады из вне (предварительно поговорив с Манштейном о возможности прорыва, на что тот ответил естественно положительно), у непосредственных исполнителей это не спрашивали, а по расчетам выходило, что для более менее хорошего снабжения 250 000 группировки, 10 000 моторов (включая танки) 1800 орудий надо было ежедневно доставлять 900 тонн горючего и боеприпасов, при том что реально могло доставляться 40-50 тонн максимум. При этом Сталинград в отличие от Демьянска являлся не второстепенным участком фронта (где действовали не самые многочисленные силы ВВС) а главным, и советское командование естественно сразу включилось в проблему завоевания господства в воздухе, далее до Паулюса самолетам надо было пролететь свыше 200-250 км, под Демьянском 60 км, Все это привело к избиению немецкой транспортной авиации, они потеряли около 1000 чел летного состава и 488 транспортных самолетов. То есть это факт в том что при принятии решения Гитлер советовался с военными и принимал решения исходя из оперативной обстановки. При этом уже время показывало, кто был в конечном счете прав. Спасибо Вам за интересный материал.
-
Я инженер по образованию, а не учитель русского языка, и по моему я тут не хамил. Сказать можно что то прямо, как Фагот, может это и не совсем правильно, а можно завуалировать, что то типа того (собрались здесь 200-... идиотов, и тк методика МФ не работает, у них мозгов не хватает в слух это сказать и они его как ..... слушают). ИМХО. Здесь форум не Телетрейда или Форекс клуба, что бы в адрес создателя школы высказывать это, там бы в миг забанили. И как человеку мне не приятно это было читать, написал бы письмо ВВ, так мол и так, вопрос решился бы сам собой, вот и все. Есть такая поговорка Не лазь в чужой монастырь со своим уставом через колючую проволку.
-
К сожалению, завершить постройку «линии Молотова» до начала войны не удалось. Даже наиболее боеготовые Владимир-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский и Перемышльский УРы КОВО были завершены постройкой всего на 20–40%. Вследствие незавершенности строительства часть ДОТов не успели обсыпать землей, что демаскировало их на местности. Однако плотность боеготовых сооружений примерно соответствовала таковой на «линии Маннергейма» декабря 1939 г. Последняя к моменту начала войны с СССР в декабре 1939 г. не была закончена, для некоторых ДОТов были только котлованы. Это не помешало финнам вполне эффективно использовать такие сооружения в «зимней войне», хотя они были в основном пулеметными. Основной проблемой «линии Молотова» было слабое пехотное прикрытие укреплений. Как и танки, ДОТы требуют прикрытия пехотой, так называемого «заполнения УРа». [99] В условиях завершенного развертывания РККА укрепления «линии Молотова» могли сыграть существенную роль в приграничном сражении, повысив устойчивость войск приграничных армий. В начавшейся войне в большинстве случаев ДОТы приграничных укрепрайонов оказывались в ситуации «Варяга» и «Корейца» в Чемульпо в январе 1904 г., став маленькими крепостями без надежды на спасение гарнизона. Кадры. Кадровая проблема в РККА 1941 г. была одной из самых острых. Одно из наиболее популярных объяснений этого явления — репрессии 1937–1938 гг., лишившие Красную Армию огромной массы квалифицированных командиров. Однако это объяснение является не более чем попыткой найти простое решение сложной проблемы. В последнее время у нас и за рубежом появляются исследования, показывающие, что репрессии были лишь одним, не самым значимым фактором для состояния офицерского корпуса РККА в предвоенные годы. Характерным примером такого исследования является книга Роджера Риза «Сталинские солдаты поневоле. Социальная история Красной Армии»{104}. Риз указывает на то, что сторонники теории о фатальной роли репрессий исходят из ложного тезиса о том, что Красная Армия до них была хорошо укомплектована командным составом и хорошо подготовлена. В середине и конце 20-х годов слабая советская экономика не могла себе позволить большие расходы на армию и привлекать способных молодых людей высокой оплатой и социальным положением офицера в обществе. Индустриализация способствовала подъему экономики и росту военных расходов в абсолютных и относительных цифрах. Если в 1929 г. при государственном бюджете в 7,3 млрд рублей армия получала 916 млн рублей, или 1,25%, то в 1936 г. госбюджет вырос более чем в десять раз, до 92,48 млрд рублей. Военные расходы составили уже 16,1%, или 14,88 млрд рублей. Но время было упущено, и офицеров хронически не хватало. На маневрах в сентябре 1936 г. из 18 соединений от бригады и выше управлялись командирами соответствующего масштабам соединения ранга. Многие комбриги командовали дивизиями, а комдивы — корпусами. Зарплата командира дивизии возросла со 195 рублей в 1928 г. до 700 рублей в 1936 г. Но до начала войны оставалось всего пять лет, радикально изменить ситуацию принятые меры уже не позволяли. [100] Недостаток офицеров был бичом Красной Армии с конца 20-х годов. В 1928 г., когда численность РККА составляла 529 тыс. человек, 48 тыс. человек из них были офицерами. В 1933 г. численность армии возросла до 900 тыс. человек и требовалась уже 81 тыс. офицеров. К 1937 г. для управления 1,3-миллионной армией требовалось 117 тыс. офицеров, а имелось только 107 тыс. В 1937 г. при численности офицерского корпуса 144 300 человек были репрессированы и числились исключенными из состава армии на май 1940 г. 11 034 человека, то есть 7,7% численности. В 1938 г. из 179 000 командиров были репрессированы и не восстановлены в правах к маю 1940 г. 6742 человека, или 3,3% численности. Именно репрессированы, поскольку иногда в число пострадавших от чисток записывают уволенных из армии по причинам, далеким от политики. Это пьянство, моральное разложение, уголовные преступления, убытие по болезни или смерти. Речь идет не об оправдании репрессий. Жертвами борьбы за власть стали многие талантливые военачальники. Но чистки были лишь одной из многих проблем офицерского корпуса Красной Армии. Среди них были черты, характерные только для нашей страны. Зарубежные исследователи отмечают перегруженность РККА офицерами по сравнению с европейскими армиями. Между 1928 и 1937 гг. офицеры в Красной Армии составляли 9% общей численности. В Германии офицеры насчитывали лишь 4% общей численности армии, во Франции — 4,5%, в территориальных дивизиях британской армии — 6%. Причина этого коренилась в слабости унтер-офицерского состава, оставшаяся со времен царской армии и объяснявшаяся социальными, а не военными причинами. Слабость унтер-офицерского звена соответственно компенсировали большим числом офицеров. Наиболее значимым фактором был рост численности армии и пропорциональное этому росту увеличение численности офицерского корпуса. Это вызывало и постоянные продвижения командиров. Быстрое продвижение офицеров в 1939–1941 гг. объясняется прежде всего широкомасштабной реорганизацией армии. Первым шагом в этом направлении был отказ от системы тройного развертывания, что одномоментно вызвало увеличение числа стрелковых дивизий с 98 до 173 с пропорциональным увеличением числа полков, батальонов, рот и взводов. [101] Часть дивизий расформировывали, переформировывали и формировали заново. Но разница между 98 стрелковыми дивизиями августа 1939 г. и 198 стрелковыми дивизиями июня 1941 г. составляла 100 соединений, то есть заново сформировали 300 стрелковых полков, 200 артиллерийских полков. Помимо стрелковых соединений, формировались новые танковые дивизии, полки. Росло число корпусных управлений, одновременно с ним росло число артиллерийских полков. Таблица 1.10. Сравнительная численность старшего и среднего командного состава РККА по персональным Военное (воинское) звание 1936 г. Июнь 1941 г. Полковники 1713 4788 Подполковники - 7246 Майоры 5501 20 430 Капитаны 14 369 47 710 Старшие лейтенанты 26 082 50 619 Лейтенанты 58 582 147 320 Младшие лейтенанты - 95 797 Всего 106 247 373 910 Мы видим, что с 1936 г. до июня 1941 г. офицерский корпус вырос более чем втрое. Кроме того, в 1941 г. еще 61 304 человека окончили военные училища. В общей оценке офицерского корпуса РККА представляют интерес высказывания немецких военных, наблюдавших войну в Китае. В японо-китайской войне немцы были сторонними наблюдателями, не отягощенными какими-то политическими фобиями и предрассудками. И их оценка происходящего была следующей: «Хотя офицерского резерва в Китае не было, зато китайская армия имела у себя во главе целый ряд «природных талантов», деятельность которых показала, что даже в современной армии полководец не обязательно должен иметь систематическую подготовку офицера Генштаба»{106}. Исторические катаклизмы в нашей стране привели к крушению старой социальной лестницы и выдвинули немало «природных талантов». Люди, доселе не имевшие шансов сделать карьеру в армии в силу своего социального происхождения, получили возможность достичь вершин военной и политической власти. Немецкие наблюдатели в Китае спроецировали свой опыт и на общий случай: «Надо в связи с этим предостеречь от пренебрежительной оценки качеств целой армии (например, русской) только потому, что не все вожди этой армии имеют «классическое» образование»{107}. Действительно, невысокая оценка комсостава РККА немцами себя в целом не оправдала. Да, подготовка среднего, а иногда и высшего комсостава оставляла желать лучшего. Но вместе с этим образовался целый пласт людей, из которых опыт боев 1941–1942 гг. выковал офицерский корпус армии, закончившей войну в Берлине. Последний мирный месяц. Последний мирный месяц прошел под знаком все нараставшей напряженности обстановки. 29 мая Генеральный штаб принимает решение о формировании 19-й армии. По планам ее управление должно было формироваться на базе управления Северо-Кавказского военного округа. Военному Совету КОВО было сообщено о том, что управление армии прибудет в Черкассы. В состав армии передавались стрелковые и механизированный корпуса из состава войск Северо-Кавказского и Харьковского военных округов. Нарастание опасности понимали и нижестоящие штабы, выходившие с соответствующими просьбами к своему руководству: «6 июня военный совет Одесского округа обратился к начальнику Генерального штаба за разрешением на передислокацию 48-го стрелкового корпуса на наиболее вероятное направление действий противника. После того как разрешение было получено, 74-я и 30-я стрелковые дивизии и управление корпуса к 15 июня сосредоточились на новых позициях, немного восточнее Бельцы»{108}. [103] Отметим, что 30-я дивизия весной 1941 г. была переформирована в горнострелковую, но по многим мемуарам и документам она продолжала проходить как стрелковая. По плану прикрытия 30-я горно-стрелковая дивизия поступала в распоряжение командира 35-го стрелкового корпуса, 74-я стрелковая дивизия была армейским резервом. 12 июня командование КОВО было извещено о прибытии на территорию округа 16-й армии из Забайкальского военного округа. Поступление эшелонов армии предполагалось в период с 17 июня по 10 июля. Должны были прибыть: «Управление армии с частями обслуживания; 5-й мех*анизированный** корпус (13-я, 17-я танковые и 109-я моторизованная дивизии); 57-я танковая дивизия; 32-й стр*елковый** корпус (46-я, 152-я стрелковые дивизии, 126-й корпусной арт. полк)»{109}. Реально сосредоточение войск 16-й армии началось не 17, а 18 июня. Прибытие 16-й армии в резерв Юго-Западного фронта закладывалось, как уже говорилось выше, в предвоенное планирование. Также 16-я армия является примером выдвижения назначенных для первой операции войск до начала боевых действий, которое стало общим местом последних мирных дней и месяцев столкновений различных стран в 1939–1941 гг. 13 июня руководство Киевского особого военного округа получило директиву наркома обороны и начальника Генштаба Красной Армии на выдвижение «глубинных» стрелковых корпусов ближе к границе. Началось выдвижение «глубинных» соединений округа 17–18 июня. Сроки выдвижения и пункты назначения корпусов были определены следующим образом: «31-й стрелковый корпус из района Коростеня к утру 28 июня должен был подойти к границе вблизи Ковеля. Штабу корпуса до 22 июня надлежало оставаться на месте; 36-й стрелковый корпус должен был занять приграничный район Дубно, Козин, Кременец к утру 27 июня; 37-му стрелковому корпусу уже к утру 25 июня нужно было сосредоточиться в районе Перемышляны, Брезжаны, Дунаюв; 55-му стрелковомe корпусу (без одной дивизии, остававшейся на месте) предписывалось выйти к границе 26 июня, 49-му — к 30 июня»{110}. [104] Мы уже упоминали эти соединения выше. По предвоенным планам их предполагалось сосредоточить в указанных районах от «4-го до 15-го дня мобилизации». Отличия от записанного в планах были следующие. Во-первых, 7-й стрелковый корпус, который по предвоенным планам должен был выдвигаться вместе с другими «глубинными» корпусами, пока остался на территории Одесского военного округа. Вместо 7-го стрелкового корпуса в состав 12-й армии выдвигался 49-й стрелковый корпус. Во-вторых, «глубинные» соединения выдвигались в неотмобилизованном состоянии, в численности мирного времени с добавкой резервистов, призванных на «большие учебные сборы». 14 июня начальник штаба КОВО генерал-лейтенант М.А. Пуркаев своим телеграфным распоряжением потребовал организовать во всех штабах армий круглосуточное оперативное дежурство. Дежурных предписывалось назначать «только из числа командиров, имеющих оперативную подготовку»{111}. В тот же день 14 июня в связи с нарастанием угрозы нападения Одесский военный округ получил указание о выделении управления 9-й армии с выводом его в Тирасполь. Утром 20 июня управление (начальник штаба генерал-майор М.В. Захаров) было поднято по тревоге и под видом командно-штабных учений к исходу дня развернуло командный пункт в заранее оборудованном на случай войны районе, установив связь с соединениями, включенными в состав армии. Но наиболее значительным событием 14 июня была публикация в «Известиях» сообщения ТАСС. Большинство непосредственных участников событий увидели в этом сообщении только слова, касающиеся военного ведомства: «Слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы». Однако сообщение ТАСС ни в коей мере не предназначалось для внутреннего пользования. Для общения с собственными гражданами у руководства страны были совсем другие механизмы с целым штатом толмачей-политруков. На эзоповом языке дипломатии сообщение ТАСС — это не что иное, как приглашение руководства Германии к переговорам. Либо с целью заключить соглашение по спорным вопросам, либо перевести конфликт в фазу политической напряженности с бряцанием оружием на заключительной фазе. [105] С середины июня были отменены отпуска личному составу. В ночь с 16 на 17 июня выступили из лагеря Киверцы части 62-й стрелковой дивизии. Совершив два ночных перехода, они к утру 18 июня вышли на позиции вблизи границы. Однако рубеж обороны не занимался, и дивизия рассредоточилась в населенных пунктах и лесах. С 17 июня собирал части дивизии в летнем лагере командир 41-й стрелковой дивизии Г.Н. Микушев. 18 июня командующий 5-й армией М.И. Потапов приказал вывести 45-ю стрелковую дивизию с полигона. 18 же июня получила приказ на выдвижение к границе 135-я стрелковая дивизия, составлявшая второй эшелон 27-го стрелкового корпуса 5-й армии. Выдвигалась она в освободившийся после ухода 62-й дивизии лагерь Киверцы. Командир дивизии генерал-майор Ф.Н. Смехотворов вспоминал после войны: «18 июня 1941 г. 135-я стрелковая дивизия выступила из района постоянного расквартирования (Острог, Дубно, Кременец) и к исходу 22 июня прибыла в Киверцы (в 10–12 км северо-восточнее Луцка)...»{112} 19 июня из Генерального штаба было получено распоряжение о создании фронтового управления и передислокации его в Тарнополь. И.Х. Баграмян вспоминает: «В то же утро (19 июня. — А.И.) из Москвы поступила телеграмма Г.К. Жукова о том, что Народный комиссар обороны приказал создать фронтовое управление и к 22 июня перебросить его в Тарнополь. Предписывалось сохранить это «в строжайшей тайне, о чем предупредить личный состав штаба округа». У нас уже все было продумано заранее. По нашим расчетам, все фронтовое управление перевезти автотранспортом было не только трудно, но и слишком заметно. Поэтому было решено использовать и железную дорогу. Командующий округом приказал железнодорожный эшелон отправить из Киева вечером 20 июня, а основную штабную автоколонну — в первой половине следующего дня»{113}. В руководящих документах предусматривалось переместить штаб округа с преобразованием его во фронтовое управление с началом мобилизации: «Штаб КОВО с 20:00 М-2 Тарнополь»{114}. Таким образом, в мирное время, до объявления мобилизации, осуществлялись мероприятия, предусмотренные по планам в первые дни войны. Начало боевых действий руководящий состав КОВО, ставший управлением Юго-Западным фронтом, встретил в буквальном смысле на колесах. Общая картина решений советской стороны и практических действий по их реализации в последний предвоенный месяц выглядит вполне традиционно для стран — участниц Второй мировой войны. Значительную часть мероприятий, которые в 1914 г. проводились уже после начала боевых действий, в Польше, Финляндии, СССР, Франции и Германии стремились сместить в мирный период. Это относилось как к мобилизации, так и к развертыванию войск. Вместе с тем последние мирные дни и недели имели отличительные черты, не характерные для других вооруженных столкновений. Во-первых, вступление в войну не сопровождалось все накаляющейся обстановкой на дипломатическом фронте. Обмена ультиматумами и демонстраций силы ни с той, ни с другой стороны не было. Во-вторых, объявление мобилизации состоялось уже после начала войны, 22 июня. В Польше мобилизация была объявлена за день до войны, 31 августа. На практике это вызвало задержку в укомплектовании войск транспортом и в проведении мобилизации тылов, войск связи и других учреждений. Дислокация войск сторон на момент начала боевых действий (табл. 1.11.). Сражения миллионных армий нового времени происходят не на одном большом поле, а на реальной местности, иной раз раскинувшейся от моря и до моря на тысячи километров. Соответственно расположение соединений той и другой армии оказывает существенное влияние на ход событий, ибо где-то может быть густо, а где-то пусто. Противник же может воспользоваться этими пустотами. Если мы поштучно распишем стоящие друг напротив друга соединения, то получим следующую картину. На участке от Перемышля до Припяти со стороны СССР непосредственно у границ находились с севера на юг: 45, 62, 87, 124-я стрелковые дивизии, 3-я кавалерийская дивизия, 41, 159, 97, 99-я стрелковые дивизии. В непосредственной близости к границе располагалась также 41-я танковая дивизия 22-го механизированного корпуса. Итого восемь стрелковых дивизий, одна танковая и одна кавалерийская. Со стороны немцев на том же самом участке утром 22 июня 1941 г. располагались: один полк 213 охранной дивизии, 56, 62, 298, 44, 168, 299, 111, 75, 57, 297, 9, 262, 24, 295, 71 пехотные дивизии, 1 горно-стрелковая дивизия (1. Gebirgs-Division), 68, 257 пехотные дивизии, 101 легкопехотная дивизия. В непосредственной близости к границе располагались 11, 13, 14 танковые и 25 моторизованная дивизии. Итого восемнадцать пехотных дивизий, одна горная пехотная дивизия, три танковые и одна моторизованная. Источником сведений является карта из первого тома воспоминаний К.С. Москаленко «На юго-западном направлении»{115}, уточненная по книге «Germany and the Second World War», Volume IV, Maps. Deutsche verlags-anstalt. Stuttgart, 1983. [107] На направлении главного удара, в сокальском выступе, против 87-й и 124-й советских дивизий 27-го стрелкового корпуса 5-й армии приходилось шесть пехотных дивизий, это 298, 44, 168, 299, 111, 75, 57 пехотные дивизии. То есть выполнялось правило трехкратного превосходства на острие главного удара. Из 8 советских стрелковых дивизий построить ударную группировку против 17 пехотных дивизий и одной легкопехотной нереально. [108] Это если даже не обращать внимания на резервы немцев, например 100 легкопехотную дивизию за спиной правого фланга 68-й пехотной дивизии. Выдвигавшиеся к границе «глубинные» стрелковые корпуса находились в это время в сотне километров от тех, кто встретил вермахт ранним утром 1941 г. Например, 200-я стрелковая дивизия находилась на реке Горынь и ничем не могла помочь сражающейся с немцами 124-й стрелковой дивизии Ф.Г. Сущего. Выдвижение моторизованных соединений 1-й танковой группы произошло буквально в последние дни и часы перед вторжением. III армейский моторизованный корпус к исходу 21 июня 1941 г. занимал следующее положение: 14 танковая дивизия головными частями находилась в 25 км северо-западнее Устилуга, еще 18 июня она находилась в районе Радома. 13 танковая дивизия находилась в лесах севернее Томашува — в 40–50 км от линии фронта. 25 моторизованная дивизия в районе Красностава — в 60 км от линии фронта. Соединения XXXXVIII армейского моторизованного корпуса подтягивались в район сокальского выступа. 11 танковая дивизия находилась в районе Лашува (в 30 км от границы). Она находилась там с 19 июня. 16 танковая дивизия получила приказ на выдвижение 16 июня 1941 г. К моменту получения приказа она находилась в Силезии, между Бреслау и Нейсе, соответственно вечером 21 июня находилась еще в 30 км севернее Сандомира. 16 моторизованная дивизия находилась в районе Завидува (120–150 км западнее Сокаля). XIV армейский моторизованный корпус в составе 9 танковой дивизии, моторизованной дивизии СС «Викинг» и бригады «Лейбштандарт Адольф Гитлер» находился в районе Люблин — Радом (120–250 км западнее линии границы). На участке границы, занимаемом войсками 9-й Отдельной армии, обстановка была несколько лучше, но все равно не в пользу советских войск. На фронте Липканы — Унгены — Леово шириной 200 км оборонялся 35-й стрелковый корпус. Двум его стрелковым дивизиям (176-й и 95-й) противостояли две румынские кавалерийские бригады (5 и 6), семь пехотных дивизий (6, 8, 14 и 15 румынские, 76, 198 и 170 немецкие). Еще три пехотные дивизии (22 немецкая, 13 и 35 румынские) находились во втором эшелоне. [109] Против 9-й кавалерийской дивизии, а затем и главных сил 2-го кавалерийского корпуса на участке Леово — Зернешти была развернута в первой линии одна румынская дивизия (гвардейская пехотная дивизия) и в резерве одна немецкая пехотная дивизия (50). Задачу советского кавалерийского корпуса облегчала река Прут. Труднодоступные для форсирования в нижнем течении участки рек Прут и Дунай обороняли две дивизии 14-го стрелкового корпуса. 25-й и 51-й стрелковым дивизиям на другом берегу пограничных рек противостояли пять румынских пехотных дивизий (5, 21, 1 пограничная, 10 и 9), подразделений морской пехоты и трех бригад. Прибытие в резерв Юго-Западного фронта армий из Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов к моменту начала боевых действий еще не завершилось. В районе Бердичева и Проскурова сосредоточивались управление 5-го механизированного корпуса и некоторые части 109-й моторизованной и 57-й отдельной танковой дивизии. В таком составе и расположении войска Киевского особого и Одесского военных округов встретили телеграмму из Москвы за подписью наркома обороны и начальника Генерального штаба: «1. В течение 22–23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий. 2. Задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения. Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников. ПРИКАЗЫВАЮ: а) в течение ночи на 22 июня 1941 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе; б) перед рассветом 22 июня 1941 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать; в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточенно и замаскированно; г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов; д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить»{116}. [110] До начала войны оставалось всего несколько часов. И можно констатировать, что РККА повторила в увеличенном масштабе те же ошибки, которые стали отправной точкой разгрома Польши в сентябре 1939 г. На огромной территории от границы и до внутренних округов стояла армия, во-первых, неотмобилизованная, а во-вторых, разорванная на три не связанных между собой оперативно эшелона. Каждый из этих эшелонов был слабее выстроившихся вдоль границы немецких войск. Все это создавало предпосылки для разгрома РККА по частям. Обсуждение. Решение напасть на СССР было принято Гитлером исходя из анализа общей стратегической обстановки летом 1940 г., и какие-либо манипуляции войсками Красной Армии никак не влияли на это решение. Избежать подобного развития событий советские руководители могли, только присоединившись к Оси осенью 1940 г., что было неприемлемым по разным причинам, начиная от сомнительности подобного сотрудничества и заканчивая перспективой получить в качестве противников могущественных «владычиц морей» — Англию и Америку. Основной проблемой, вызвавшей катастрофическое вступление СССР во Вторую мировую войну, был упущенный момент, в который нужно было принимать радикальные ответные меры. Развернуть и мобилизовать армию вовремя можно было, начав выдвижение войск внутренних округов к границе в начале мая. Почему этого не произошло? В современной авиации есть такой термин point of no return — «точка невозврата». До этой точки экипаж авиалайнера может принять решение, взлетать или нет. После прохождения этой не видимой пассажирам линии на взлетной полосе выбора уже нет, скорость велика, а полоса не дает места для торможения, нужно только взлетать. Принятие политическим руководством решения о начале мобилизации и развертывания подобно началу разбега перед взлетом. И у этого разбега есть своя «точка невозврата». [111] Скрывать мобилизацию «большими учебными сборами» и передвижения войск «улучшением квартирных условий» до бесконечности невозможно. Так или иначе подготовительные мероприятия будут вскрыты противником, и он начнет ответные действия. Сталин это прекрасно понимал и в неопределенной обстановке последних предвоенных месяцев не решился начать роковой разбег и пройти «точку невозврата», не будучи уверенным, что конфликт неизбежен. В начале мая не было ни концентрации немецких войск на границах СССР, ни выдвижения каких-либо политических требований. Руководители двух стран, Германии и СССР, имели разный взгляд на военные возможности СССР и соответственно по-разному строили логические цепочки для выводов о возможности ведения войны. Сталин не мог предполагать, что Гитлер считает СССР «колоссом на глиняных ногах и без головы» и решится на нападение во имя решения в общем-то второстепенной задачи — давления на Англию и устранения потенциального сухопутного противника. Гитлер в конечном итоге жестоко поплатился за столь низкую оценку возможностей СССР, но политическая обстановка в последние предвоенные месяцы заставляла и того и другого лидера делать неверные умозаключения. Сталин не верил в возможность нападения Германии до того момента, когда у всех уже не оставалось сомнений в намерениях Германии. Но вместе с тем не оставалось и времени на адекватную реакцию. Такие глобальные мероприятия, как проведение мобилизации и развертывания, не проводятся высшим руководством армии по собственной инициативе. Это вопросы, которые решаются политическим руководством государства. Кроме того, специфической проблемой СССР были большие расстояния, на которые нужно было перевозить войска в процессе сосредоточения и развертывания. Это само по себе было фактором, снижающим скорость реакции армии на решения политиков. Если же руководство страны колебалось с принятием таких решений, то перевозки соединений к границе безнадежно запаздывали. Как это и произошло в 1941 г. После того как в ответ на сообщение ТАСС последовало гробовое молчание, к границам начали выдвигать «глубинные» стрелковые корпуса, а на рубеж Западной Двины и Днепра начали перевозить армии внутренних округов. [112] Но эти мероприятия уже безнадежно запоздали, быстро продвинуть дивизии с Волги, Урала и Северного Кавказа ближе к границам было уже невозможно. К границе не успевали выйти даже «глубинные» корпуса, уже находившиеся в особых округах. Более того, выдвижение само по себе не решало проблему мобилизации. Выдвигающиеся корпуса и армии были неотмобилизованы, и оставался еще вопрос с перевозками запасников, а также лошадей и автотранспорта для них. Призыв на «большие учебные сборы» лишь частично облегчал мобилизацию. В рамках БУС были призваны 805 тыс. человек, для комплектования армии по МП-41 требовалось еще 3 млн человек. Не изменили бы общей обстановки и мероприятия по приведению приграничных дивизий в состояние повышенной боевой готовности, занятие ими обороны в УРах. Растянутые по фронту дивизии армий прикрытия не могли сдержать удара плотно построенных на направлениях главного нападения немецких армейских корпусов. Впоследствии, в 1941 и 1942 гг., немцы взламывали и куда более плотные построения советских войск на Лужском рубеже, под Волоколамском или Харьковом. Красная Армия в целом и Юго-Западное направление в частности встретили войну в сложнейших условиях, в которых одни неблагоприятные факторы накладывались на другие. Неотмобилизованные соединения были растянуты по фронту и разорваны на несколько эшелонов. Усугублялось это промахами в реорганизации и подготовке кадров, недостатком многих систем вооружения. Но вместе с тем РККА была куда более прочным механизмом, чем представляли себе немцы. Красной Армии и вермахту предстояла жестокая борьба, в которой советские войска стремились отыграть неблагоприятные условия вступления в войну, а немецкие, напротив, стремились закрепить достигнутые первым ударом преимущества.
-
Таблица 1.4. Состав танкового парка дивизий 1 танковой группы{83} Дивизия Pz. II Pz. III с 37-мм орудием Pz. III с 50-мм орудием Pz. IV Командирские 9 танковая 32 (+8 Pz. I) 11 60 20 12 11 танковая 45 23 48 20 10 13 танковая 45 27 44 20 13 14 танковая 45 15 56 20 11 16 танковая 44 24 47 20 8 Всего 219 100 255 100 54 Естественно, и у немцев были показатели, по которым танковые дивизии были укомплектованы не полностью. Если с автотранспортом все было в порядке, за исключением французских грузовиков в составе действующей в Белоруссии 3-й танковой группы Г. Гота, то бронетранспортеры SdKfz.251 «Ганомаг» имелись в весьма незначительных количествах. [74] В танковых дивизиях группы армий «Юг» они присутствовали только в 1-й роте 9-го мотопехотного полка 9 танковой дивизии, в 1-й роте ПО мотопехотного полка 11 танковой дивизии и в 1-й роте 66 мотопехотного полка 13 танковой дивизии. В 14 и 16 танковых дивизиях они отсутствовали вовсе. Рота штатно состояла из 13 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, 10 линейных Sd.Kfz.251/1 и 3 Sd.Kfz.251/10 командиров взводов, вооруженных 37-мм противотанковой пушкой. Кроме танковых и моторизованных дивизий, предназначенных для развития тактического прорыва в оперативный, для непосредственной поддержки пехоты в составе группы армий «Юг» были отдельные батальоны САУ «Штурмгешюц»{84}. Это 190, 191, 197 и 243 батальоны самоходных установок такого типа, выполнявших у немцев те же функции, что и танки непосредственной поддержки пехоты у союзников. Штатно батальон «Штурмгешюцев» разбивался на три роты (батареи). Каждая батарея, в свою очередь, состояла из трех взводов, по две САУ и по одному бронированному транспортировщику боеприпасов в каждом. Кроме того, одна машина была в составе штаба батареи. Итого штатная численность батальона составляла 21 САУ. Как правило, батальон придавался армейскому корпусу, а внутри корпуса распределялся между дивизиями: по батарее на дивизию. Что мы имеем в сухом остатке? В Киевском особом военном округе имеется 6 соединений, которые можно использовать как самостоятельные. Это 8-я танковая дивизия 4-го механизированного корпуса, 81-я моторизованная дивизия 4-го механизированного корпуса, 10-я танковая дивизия 15-го механизированного корпуса, 12-я танковая дивизия 8-го механизированного корпуса, 7-я моторизованная дивизия 8-го механизированного корпуса, 15-я танковая дивизия 16-го механизированного корпуса. В Одесском военном округе таковыми были 11-я, 16-я танковые дивизии и 15-я моторизованная дивизия 2-го механизированного корпуса. Итого 6 танковых и 3 моторизованные дивизии, что вполне сравнимо с числом дивизии 1-й танковой группы, группы армий «Юг». Это пять танковых — 9, 11, 13, 14 и 16, три моторизованные — 16, 25 и моторизованная дивизия СС «Викинг». [75] В их число можно включить моторизованную пехотную бригаду СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Если мы сравним не брутто-количество танков противоборствующих сторон, а организационные структуры, то количество самостоятельных механизированных соединений КОВО, ОдВО и 1 танковой группы вполне соразмерны друг другу. Остальной танковый парк советской стороны объединен в организационные структуры, не обладающие вследствие недостатка транспорта нужной подвижностью для ведения маневренной войны. Вместе с тем организация и подчинение этих соединений не благоприятствовали использованию танков для непосредственной поддержки пехоты. Они не подчинялись стрелковым корпусам, а армейские и фронтовые штабы пытались использовать их как самостоятельные механизированные соединения. С соответствующими печальными последствиями в схватке с умелым и жестоким противником. 3. Кавалерия. Кавалерия в 1930-е годы постепенно утрачивала свое значение. Из имевшихся в СССР к 1938 г. 32 кавалерийских дивизий и 7 управлений корпусов к началу войны осталось 4 корпуса и 13 кавалерийских дивизий. Кавалерийские соединения переформировывались в механизированные. В частности, такая судьба постигла 4-й кавалерийский корпус, управление и дивизия которого стали основой для 4-го механизированного корпуса. Нишей оставшихся кавалерийских дивизий было применение их в качестве дешевого подвижного соединения, своего рода «эрзац-мотопехоты». Они, разумеется, предназначались не для атак лавой с шашками наголо. Боевой устав кавалерии предписывал наступление в конном строю только в случае, если «обстановка благоприятствует (есть укрытия, слабость или отсутствие огня противника)»{85}. В общем случае кавалеристы должны были атаковать в пешем строю, используя лошадь только в качестве транспортного средства. Типичным использованием кавалерии считался ввод в прорыв совместно с механизированным корпусом. В прорыве кавалерией предполагалось прикрывать самую уязвимую часть танкового «клина» — промежутка между устремившимся в глубину вражеской обороны механизированным корпусом и стрелковыми соединениями, прорывавшими фронт. [76] Кавалерийский корпус должен был продвигаться в прорыв вслед за механизированным корпусом и занимать оборону на флангах прорыва. В качестве заменителя дорогостоящих мотопехотных соединений кавалерия просуществовала в СССР до 1945 г. и в целом успешно применялась в важнейших операциях Великой Отечественной войны. Например, в окружении 6 армии Ф. Паулюса под Сталинградом в 1942 г. кавалерийские корпуса наносили удары, обеспечивавшие внешний фронт окружения. В июне 1941 г. в Киевском особом военном округе дислоцировался 5-й кавалерийский корпус в составе 3-й Бессарабской им. Г. Котовского и 14-й им. А. Пархоменко кавалерийских дивизий, в Одесском округе находился 2-й кавалерийский корпус в составе 5-й им. М. Блинова и 9-й Крымской кавалерийских дивизий. Все эти соединения были старыми кадровыми соединениями РККА. В Крыму дислоцировалась 32-я кавалерийская дивизия, убывшая на полуостров на основании директивы ГШ КА от 13 мая 1941 г. Штатно кавалерийские дивизии имели 4 кавалерийских полка, конно-артиллерийский дивизион (восемь 76-мм орудий и восемь 122-мм орудий), танковый полк (64 танка БТ), зенитный дивизион (восемь 76-мм зенитных орудий и две батареи зенитных пулеметов), эскадрон связи, саперный эскадрон и другие тыловые части и учреждения. Кавалерийский полк, в свою очередь, состоял из четырех сабельных эскадронов, пулеметного эскадрона (шестнадцать станковых пулеметов и четыре 82-мм миномета), полковой артиллерии (четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия), зенитной батареи (три 37-мм орудия и три счетверенных «Максима»). Штатная численность кавалерийской дивизии составляла 8968 человек и 7625 лошадей, кавалерийского полка — 1428 человек и 1506 лошадей. Кавкорпус двухдивизионного состава примерно соответствовал моторизованной дивизии, обладая несколько меньшей подвижностью и меньшим весом артиллерийского залпа. 4. Воздушно-десантные войска. Вторую мировую войну советские воздушно-десантные войска встретили в составе шести воздушно-десантных бригад формирования 1938 г. В апреле 1941 г. было принято решение о формировании пяти воздушно-десантных корпусов. Название «корпус» не должно вводить в заблуждение, штатная численность воздушно-десантного корпуса (ВДК) должна была составлять 8020 человек, воздушно-десантной бригады — 2588 человек. [77] На территории КОВО формировался 1-й воздушно-десантный корпус в составе 204, 211 и 1-й воздушно-десантных бригад. 204-я воздушно-десантная бригада была кадровым соединением КОВО, летом 1940 г. участвовавшим в присоединении Бессарабии, 211-я воздушно-десантная бригада была переброшена в мае 1941 г. из состава Дальневосточного фронта, 1-я воздушно-десантная бригада формировалась с нуля. Это был единственный воздушно-десантный корпус, на две трети состоявший из подготовленных соединений. Остальные ВДК состояли из одной бригады формирования 1938 г. и двух свежесформированных. Пример такого корпуса нам дает Одесский военный округ. В мае 1941 г. из состава Дальневосточного фронта сюда прибыла 212-я воздушно-десантная бригада. В апреле — мае 1941 г. в ОдВО формировались 5-я и 6-я воздушно-десантные бригады, которые вместе с 212-й должны были стать 3-м воздушно-десантным корпусом. Личный состав все вновь формируемые бригады воздушно-десантных корпусов получили из обычных стрелковых дивизий, и для того, чтобы стать настоящими десантниками, им потребовались бы месяцы тренировок. По апрельской директиве 1941 г. в КОВО предполагалось развернуть два воздушно-десантных корпуса. Однако перевозки 225-й стрелковой дивизии из Сибирского военного округа были «зафиксированы иностранной разведкой»{86}. Это заставило формировать 2-й воздушно-десантный корпус в Харьковском военном округе. 2-я воздушно-десантная бригада этого корпуса формировалась на базе 225-й стрелковой дивизии, 3-я — на базе 226-й стрелковой дивизии и 4-я — 230-й стрелковой дивизии. Практическая ценность советских воздушно-десантных войск была значительно снижена отсутствием транспортной авиации. Мощностями авиапромышленности стран Запада СССР не обладал. Это обусловило использование для десантирования тяжелых бомбардировщиков. Например, по расчетам штаба 4-го воздушно-десантного корпуса для однорейсовой выброски личного состава и техники соединения было необходимо 650–700 бомбардировщиков ТБ-3 и транспортных самолетов ПС-84 («пассажирский самолет завода № 84», более известный широкой публике как Ли-2). Всего в СССР на 1941 г. имелось 516 бомбардировщиков ТБ-3. [78] Из них около сотни находилось на Дальнем Востоке в 5-м дальнебомбардировочном авиакорпусе. Помимо ТБ-3, десантников можно было выбрасывать с парашютами или сажать посадочным способом с помощью транспортных самолетов ПС-84. «Статистический сборник № 1» указывает наличие в Красной Армии всего 7 ПС-84 и 101 транспортных самолетов неуказанного типа{87}. 5. Артиллерия. Артиллерия была, есть и будет богом войны, без нее ни стрелковые, ни танковые части эффективно действовать не могут. Артиллерия подавляет орудия, минометы и пулеметы обороняющегося, расчищая путь наступающей пехоте. Артиллерия уничтожает смертельно опасные для танков скорострельные пушки 37-мм — 76-мм орудия. В обороне бьющая с закрытых позиций артиллерия является одним из страшных противников наступающего. Об исключительной роли артиллерии говорил и Сталин 5 мая 1941 г. в выступлении перед выпускниками военных академий в Кремле, подняв первый тост на приеме именно за артиллеристов: «За здоровье артиллеристов! Артиллерия — самый важный род войск. Артиллерия — бог современной войны»{88}. Согласно справочнику «Боевой и численный состав ВС СССР в период Великой Отечественной войны. Статистический сборник № 1»{89}, парк артиллерии Киевского особого военного округа, Одесского военного округа и Харьковского военного округа на 22 июня 1941 г. характеризовался следующими цифрами (табл. 1.5). Согласно докладу начальника артиллерии Юго-Западного фронта генерал-лейтенанта артиллерии Парсегова{90}, на момент начала боевых действий наиболее острой была нехватка 37-мм зенитных орудий. По штату требовалось 984 единицы, а имелось менее 25% от этого количества. Напротив, 76,2-мм дивизионные пушки имелись в избытке, и ими даже заменяли недостающие 76,2-мм полковые пушки образца 1927 г. в дивизиях, формировавшихся в апреле 1941 г. [79] Если говорить о качественном составе артиллерии Юго-Западного направления, то бросается в глаза разнобой типов орудий артиллерийского парка всех трех округов. Значительную часть орудий 122-мм и 152-мм калибра составляли модернизированные гаубицы и гаубицы-пушки, разработанные еще до начала Первой мировой войны. 122-мм гаубицы дивизионного звена лишь на 30% состояли из орудий образца 1938 г. Парк 152-мм дивизионных гаубиц был оснащен орудиями нового образца примерно на 50%. Причиной этого «зоопарка» артиллерийских систем 1941 г. был невысокий уровень промышленного развития нашей страны до индустриализации 30-х годов. Возможности промышленности позволяли в основном модернизировать старые образцы, разработанные по заказу русской армии во Франции (122-мм гаубицы Шнейдера, 107-мм пушки Шнейдера образца 1910 г.) и Германии (122-мм и 152-мм гаубицы Круппа образца 1909 г.) в начале столетия. Некоторые новые артсистемы также представляли собой зарубежные разработки. Это в первую очередь 45-мм противотанковые пушки образца 1932 г. и 1937 г., представлявшие собой модернизацию закупленной в Германии 37-мм пушки Эрхардта. Переход на 45-мм калибр был вызван не стремлением улучшить исходный образец, а причинами технологического свойства. Характеристики 37-мм немецкой и 45-мм советской пушек при разных калибрах были сходными как по фугасному действию, так и по возможностям поражения бронецелей. Лицензия на 76-мм зенитную пушку образца 1931 г. 3-К также была закуплена в Германии. Немцы, в свою очередь, уже в конце 20-х годов считали калибр 75–76,2-мм недостаточным для зенитной пушки, и специалисты Круппа, работавшие на заводе Бофорс в Швеции, разработали к 1931 г. орудие, позднее получившее широкую известность как «восемь-восемь Флак». Некоторые из закупленных лицензий на наших заводах освоить так и не смогли. Это касается в первую очередь 20-мм и 37-мм зенитных автоматов, лицензии на которые были получены из Германии в начале 30-х. Однако зенитные автоматы требовали высокой точности изготовления деталей, высокой культуры производства в целом, и создать работоспособный промышленный образец зенитного автомата для Красной Армии удалось только к концу 30-х годов. [81] Этим и объясняется небольшое количество 37-мм зенитных орудий в РККА в целом и на Юго-Западном направлении в частности. С началом боевых действий недостаток 37-мм зенитных автоматов и боеприпасов к ним стал существенной проблемой для наших войск в начальном периоде войны. Соединения оказывались слабо прикрытыми истребительной авиацией и не могли защититься от ударов немецких самолетов своими средствами. Несколько опередили немцы СССР и в разработке реактивных минометов для сухопутных войск. В составе войск XXXXVIII моторизованного армейского корпуса был моторизованный учебный полк «Небельверферов» (Nebelwerfer-Lehr-Rgt.). Если буквально переводить, то «Небельверфер» означает «Дымометатель». Первоначально реактивные минометы предназначались для постановки дымозавес, но затем были разработаны и осколочно-фугасные боеприпасы. Полк «Небельверферов» штатно состоял из трех дивизионов по три батареи. Одна батарея включала шесть 150-мм шестиствольных пусковых установок, одну 37-мм противотанковую пушку, один пулемет, 15 автомашин, 13 тягачей и 10 мотоциклов. В СССР пусковые установки реактивных снарядов на тот момент использовались только в авиации. Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Качественные орудия собственной разработки появились в СССР только в конце 30-х годов и, естественно, не могли составить основу артиллерии к началу войны. Особенно если учесть тот факт, что орудия «дробь тридцатого» года производились до 1941 г. Напротив, немцы смогли полностью модернизировать артиллерию своей армии в 20–30-х годах. Формальные ограничения, наложенные Версальским договором, обходились весьма бесхитростным образом — орудию присваивался индекс, говорящий о том, что оно разработано в 1918 г. Иногда это приводит к ошибочному мнению о том, что немецкая армия вооружалась орудиями эпохи Первой мировой войны, что отнюдь не так. Основа дивизионной артиллерии немцев, 10,5-см легкая полевая гаубица leFH 18 была разработана на «Рейнметалле» в 1929–1930 гг. и начала службу в 1935 г. Полковое орудие 7,5-см leichtes InfanterieGeschutz 18, или, сокращенно, 7,5-см lelG 18, было разработано сразу после войны и пошло в серию в 1927 г. 10-см Kannone 18 была разработана в 1926–1930 гг. и поступила в войска в 1933–1934 гг. [82] Сравнивая возможности техники противоборствующих сторон, всегда нужно помнить, что в 1941 г. наша страна вступила в схватку с промышленно развитой державой Европы, обладавшей ко всему прочему опытом поединка с такими же промышленно развитыми странами в 1914–1918 гг. В Германии в 1940 г. было 125 тыс. металлорежущих станков, в СССР — более чем вдвое меньше, 58 тыс. Это, безусловно, оказывало влияние и на качество, и на количество артиллерийских орудий. Здесь самое время вспомнить о средствах тяги артиллерии. Возможности артиллерийских частей во многом определяет ее транспорт. Ведь главное — оказаться в нужное время в нужном месте, для чего нужно уметь быстро передвигаться. Особенно актуально это для механизированных соединений. В стрелковых дивизиях по штату военного времени № 04/400 механическая тяга использовалась следующим образом. В противотанковом дивизионе был 21 тягач Т-20 «Комсомолец» на восемнадцать 45-мм орудий. В гаубичном артиллерийском полку полагалось иметь 48 тракторов СТЗ-НАТИ для 122-мм гаубиц и 25 тракторов С-65 «Сталинец» для 152-мм гаубиц. Наконец, в зенитном дивизионе по штату числилось 5 тракторов СТЗ-НАТИ для четырех 76-мм зенитных орудий. Один трактор был запасным. Остальные орудия и минометы дивизии транспортировались лошадьми. В танковых и моторизованных дивизиях тяга артиллерии была полностью механизирована. Полностью переведены на механическую тягу были также артиллерийские части РГК и корпусная артиллерия. Основными тракторами в этом звене были «Коминтерн» и С-2. На практике вместо штатных тягачей использовались сельскохозяйственные тракторы СТЗ-З, С-60 в стрелковых дивизиях и С-65 в корпусной артиллерии и артполках РГК — Резерва Главного командования. Состояние парка тягачей артиллерии Киевского особого военного округа (см. табл. 1.6) в июне 1941 г. вызывает смешанные чувства. С одной стороны, хорошо видно, что значительную часть средств тяги составляют сельскохозяйственные тракторы СТЗ-З выпуска Сталинградского тракторного завода и С-60, С-65 выпуска Челябинского тракторного завода, способные буксировать артиллерийские орудия со скоростью пешехода. Правда, справедливости ради нужно сказать, что эти тракторы дотянули советскую артиллерию до Берлина. [83] Существует масса фотографий 1943–1945 гг., на которых сельскохозяйственные труженики С-65 тянут на буксире понтонные парки, 152-мм и 122-мм корпусные пушки, а иногда даже 203-мм гаубицы Б-4. Это ни в коей мере не являлось достоинством нашей армии, но советские клоны американского трактора «Картерпиллер» прошли всю войну. С другой стороны, критикуя тракторный парк СССР 1941 г., исследователи забывают, что в немецкой пехотной дивизии для транспортировки 105-мм и 150-мм гаубиц использовались лошади. Артиллерийский полк пехотной дивизии вермахта — это 2696 человек личного состава и ни много ни мало 2249 лошадей. Всего в вермахте в 1941 г. было свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. О таких масштабах использования гужевого транспорта не мечтал даже Чингисхан. Но по своим динамическим характеристикам лошади были явно не лучше сельскохозяйственных тягачей. Технические характеристики средств тяги играли существенную роль только в механизированных соединениях. Еще на совещании руководящего состава РККА в декабре 1940 г. командир 6-го механизированного корпуса Михаил Георгиевич Хацкилевич, погибший в июне 1941 г., говорил: [84] 1) «...мы имеем в артиллерии трактора СТЗ-5, которые задерживают движение. Наша артиллерия, вооруженная этими тракторами, имеет небольшую подвижность и отстает от колесных машин и от танковых соединений. (Из президиума: 30 км в час.) М.Г. Хацкилевич: Теоретически это так, а практически он такой скорости не дает»{91}. 2) 3) Транспортный трактор СТЗ-5 действительно был не лучшим образцом для подвижных соединений. Имея мощность двигателя всего 50 лошадиных сил, он существенно уступал полугусеничным тягачам немецких танковых дивизий, оснащенных двигателями в 100–140 лошадиных сил. Он мог развивать на шоссе скорость до 50 км/ч, и скорость перемещения немецкой артиллерии в большей степени ограничивалась колесами лафетов орудий, имевших сплошные грузо-шины, а не пневматики. Это ограничивало скорость буксировки 20–35 км/ч. 4) 5) Но воевать пришлось даже в более суровых условиях. Производство большинства специализированных артиллерийских тягачей было прекращено в 1941–1942 гг. Выпуск «Комсомольца» прекратили уже в июле 1941 г., бронированный тягач стал для Красной Армии непозволительной роскошью. «Коминтерны» и «Ворошиловцы» перестали выпускаться в связи с захватом немцами Харькова осенью 1941 г. В связи с эвакуацией в Челябинск ленинградского Кировского завода, основного производителя танков КВ, было остановлено производство С-2. Дольше всех выпускался СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ), его производство было остановлено только 13 сентября 1942 г., когда немцы подошли к Сталинграду. Фактически Красная Армия провоевала на оставшихся после 1941 г. тягачах и тракторах, которые были дополнены поставками по ленд-лизу. Например, типовым тягачом 122-мм гаубиц у нас был грузовик «Студебеккер». Он, конечно, ездил быстрее трактора СТЗ-5, но орудий крупнее 122-мм гаубиц М-30 перевозить не мог. В целом, несмотря на то что средства тяги РККА 1941 г. были далеки от идеала, назвать вышеописанный парк тягачей плохим все же нельзя. Другой вопрос, что вследствие неотмобилизованности армии не на все орудия хватало тягачей. Больше всего страдали свежие формирования. [85] Например, формировавшийся в г. Дубно 529-й гаубичный полк большой мощности РГК не имел никаких тракторов и был вынужден бросить матчасть при подходе к Дубно немецких танковых соединений. 6) 7) 6. Военно-воздушные силы. На 22 июня 1941 г. в составе ВВС Киевского особого военного округа имелось: 8) 9) Истребительная авиация: МиГ-3–159 Як-2–64 И-16–450 И-153–493 Всего — 1166 2) Бомбардировочная авиация: Пе-2–68 Ар-2–23 Як-2–4–49 СБ — 214 Су-2– 114 Дб-ЗФ-119 Всего — 587 3) Штурмовая авиация: И-153–81 И-15бис — 111 Ил-2–5 Всего — 197 4) Разведывательная авиация: Як-4–31 СБ — 22 Всего — 53 Итого самолетов — 2003. Данные приведены по докладу командующего ВВС Юго-Западного фронта командующему ВВС КА от 21 августа 1941 г. В составе Одесского военного округа на 1 июня 1941 г. имелось 23 Ар-2, 40 Пе-2, 224 СБ, 143 И-153, 19 И-15, 2 И-15бис, 344 И-16, 8 МиГ-1, 181 МиГ-3, 10 P-Z, 13 Р-10, 13 Р-5, 21 Су-2{92}. Поскольку, как было сказано выше, планировалось перебрасывать авиадивизии Харьковского военного округа практически полностью в состав авиации Юго-Западного фронта, целесообразно привести данные по ВВС и этого округа. Всего в нем находилось 4 Пе-2, 37 СБ, 30 И-153 и 1 И-15бис (неисправный), 39 Ил-2, 45 P-Z, 20 Р-10, 2 Р-5 и 123 Су-2{93}. [86] Но следует помнить, что эта авиация могла участвовать в боевых действиях на юго-западном направлении лишь потенциально, по предвоенным планам. В реальности, например, 135-й ближнебомбардировочный авиаполк 49-й бомбардировочной авиадивизии на Су-2 из Харьковского военного округа был переброшен на Западный фронт и ни дня не воевал на Юго-Западном фронте. На территории КОВО располагалась также стратегическая авиация, организационно подчиненная штабу ВВС РККА (см. табл. 1.7). Нет смысла повторять уже многократно сказанное об устаревании парка советских ВВС. Позволю себе лишь обратить внимание читателя на их структуру и принципы взаимодействия авиации с войсками, снижавшие возможности отечественных ВВС. На 22 июня 1941 г. фронтовая авиация, предназначенная для совместных действий с сухопутными войсками, была представлена собственно фронтовой, армейской и войсковой авиацией. В современном понимании этого термина, к фронтовой авиации относятся все три группы. Поэтому целесообразнее называть фронтовую авиацию 1941 г. фронтовой группой авиации. Армейская авиация в составе смешанных авиационных дивизий подчинялась непосредственно армиям, точнее командующим ВВС общевойсковых армий. Фронтовая группа авиации, состоявшая из истребительных и бомбардировочных авиационных дивизий, подчинялась командованию фронта. Войсковая авиация — это корректировочные эскадрильи и эскадрильи связи на самолетах У-2. В приложении к войскам КОВО плановое разделение между армейской и фронтовой группами авиации выглядело следующим образом. В подчинении командующего 5-й армией находились 14-я смешанная авиадивизия и 62-я бомбардировочная авиадивизия, 174 истребителя и 213 бомбардировщиков. 6-я армия располагала 15-й и 16-й смешанными авиадивизиями, насчитывавшими 309 истребителей, 46 бомбардировщиков и 63 штурмовика. Армейскую авиацию 26-й армии составляла 63-я авиадивизия в составе 62-го штурмового (55 И-153 и 9 И-15бис) и 165-го истребительного (26 И-153, 8 И-15бис и 4 И-16) авиаполков. [87] В руках командующего 12-й армией находились 44-я и 64-я истребительные авиадивизии, 453 истребителя. Авиация в подчинении командующего округом состояла из 17, 18 и 19-й бомбардировочных авиадивизий и 36-й истребительной авиадивизии. С началом боевых действий она становилась фронтовой группой авиации. Насчитывали эти дивизии 173 истребителя, 328 бомбардировщиков, 90 штурмовиков. Таблица 1.7. Состав и дислокация дальней бомбардировочной авиации на территории КОВО http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html Примечания. АД — авиационная дивизия. ДБАП — дальнебомбардировочный авиационный полк. ТБАП — тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Таблица составлена по данным журнала «Авиация и время» (1998. № 1. С. 16). Подобная схема фактически распыляла силы ВВС фронта, размазывая половину боевых самолетов по армиям. Командование фронта не имело возможности осуществить массирование ВВС в своих руках на важнейшем направлении. В отражении удара противника или в поддержке контрудара могла принять участие авиация армии, в полосе которой происходили эти события, и авиация фронта. В это же время на более спокойных участках фронта подчиненная армиям авиация бездействовала или занималась решением малозначительных задач. От этого ушли только в мае 1942 г., когда были созданы воздушные армии. Они объединяли все авиадивизии фронта в одну организационную структуру и облегчали маневр авиацией и в наступлении, и в обороне. Руководство армейской авиацией предполагалось осуществлять авиационными командирами с командных пунктов стрелковых и механизированных дивизий, располагавшихся на поле боя. Так, считалось, что командиры бомбардировочных авиационных частей в некоторых случаях, при непосредственном взаимодействии с войсками «...с необходимым числом командиров своего штаба должны находиться на командном пункте командира поддерживаемого общевойскового соединения»{94}, командир истребительной авиационной дивизии, выделенной для прикрытия войск на поле боя, также должен был находиться «на КП одного из общевойсковых соединений, обычно центральном в отношении фронта действий истребительной авиации»{95}. На практике, в условиях неустойчивой связи, командиры авиационных соединений предпочитали не покидать КП своих авиадивизий, чтобы не терять управление ими. От авиационных частей и соединений в штабы стрелковых и кавалерийских дивизий направлялись делегаты связи, роль которых выполняли «безлошадные» (то есть оставшиеся без своих самолетов) летчики и штурманы, не обладавшие чаще всего необходимой подготовкой для выполнения роли авианаводчика. [89] В случае необходимости вызова авиации командир стрелковой дивизии через командира стрелкового корпуса, а иногда и самостоятельно, через офицера связи, подавал заявку на применение авиации командующему армией. Командующий ВВС армии мог либо поставить задачу действовать в полосе данного соединения частям подчиненной ему армейской авиации, либо ходатайствовать перед командующим войсками фронта о направлении туда частей фронтовой группы авиации. Подразделение, вылетевшее на боевое задание, на земле получало боевую задачу и направлялось в район ожидания. Наземные войска с помощью комплекта сигнальных полотнищ подавали сигнал командиру экипажа или подразделения, появившегося в районе ожидания, подтверждавший необходимость выполнения полученного ранее задания или отменявший его. В быстро меняющейся обстановке боя Второй мировой войны такое управление было неэффективным и в большинстве случаев опаздывало, поскольку время прохождения заявки через инстанции достигало 2–8 часов. Во второй половине войны за счет расширения использования радиосвязи время появления авиации над полем боя после получения офицером связи заявки на применение ВВС сократилось до 1 часа 20 минут — 1 часа 30 минут. Авианаводчик сообщал детали задания по радио непосредственно экипажу или командиру авиационного подразделения, находящемуся в воздухе. Вышесказанное было действующим фактором в течение всей кампании. Специфической чертой первых дней войны было ограничение маневра аэродромами. В приграничных областях перед войной было развернуто активное строительство новых аэродромов с бетонным покрытием взлетных полос. Строительство находилось под контролем НКВД. Проще говоря, аэродромы строили заключенные. Постройка многих из них не была завершена, и возможность менять посадочную площадку, уходя с вскрытой и уже атакованной авиабазы, отсутствовала. Это приводило к потерям самолетов на земле во второй, третьей, иногда даже пятой атаке немцев на один и тот же аэродром. [90] Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это парк разведывательной авиации. В составе ВВС КОВО было два разведывательных авиационных полка, 315-й и 316-й, имевшие на вооружении 51 СБ и Р-10 и 31 Як-2 и Як-4. В ОдВО был 317-й разведывательный авиаполк из 38 СБ и 8 P-Z. Таким образом, на всем юго-западном направлении имелось всего 127 разведывательных самолетов. В составе 4-го воздушного флота было 46 самолетов-разведчиков, и еще 197 самолетов-разведчиков находилось в оперативном подчинении войск группы армий «Юг». То есть разведывательная авиация группы армий «Юг» и 4 воздушного флота люфтваффе, не обладая общим превосходством в числе самолетов, едва ли не вдвое превосходила этот вид авиации Киевского особого и Одесского военных округов. 7. Тыл. Склады Киевского особого военного округа можно разделить на две группы. Первая группа складов была приближена к государственной границе. Они размещались вдоль линии Ковель, Ровно, Тернополь, Коломыя. При нормальном течении боевых действий, без катастрофического развития хода сражения такое расположение было вполне удобным, уменьшавшим плечо подвоза для войск. Быстрое движение линии фронта в июне 1941 г. привело к захвату некоторых из этих складов уже в первые дни войны. Но не следует путать причину и следствие. Не ошибочное расположение складов привело к их потере и катастрофе, а катастрофа приграничного сражения привела к потере складов. В июле 1943 г. известное танковое сражение под Прохоровкой проходило в непосредственной близости от станции Прохоровка, где была сосредоточена целая группа складов фронтового значения. Неблагоприятный исход боев за прохоровский плацдарм мог привести к их потере, но никто не скажет, что эти склады располагались неправильно. Вторая линия складов КОВО располагалась в глубине построения войск округа вдоль рокады Овруч — Коростень — Житомир — Бердичев — Винница — Жмеринка. Удаление этой группы складов на 150–200 км от складов первой линии затрудняло снабжение гужевым транспортом, а количество автомашин в войсках вследствие неотмобилизованности соединений было недостаточным для уверенного использования автотранспорта. Основным средством снабжения в этих условиях стали железнодорожные «летучки» и перевозки окружным автотранспортом. [91] Автомобильные части округа состояли из двух соединений. Во-первых, это 8-я автотранспортная бригада (2-й и 3-й полки), дислоцировавшаяся в районе Киева — Винницы. Бригада насчитывала 1127 автомашин. Во-вторых, это 35-й автотранспортный полк, 1075 автомашин, располагавшийся в районе Новоград-Волынского. Таким образом, для подвоза и эвакуации по дорогам округ располагал 2202 автомашинами. Здесь мы снова должны вспомнить о красной нити. Проблемой тылов войск было то, что людьми и автотранспортом они были укомплектованы только на 40–50%. Готовность тыловых учреждений соединений ожидалась на 2–4-й день мобилизации. Однако развитие боевых действий не позволило укомплектовать тылы автомашинами, поступающими по мобилизации из народного хозяйства. В основном подвоз осуществлялся лошадьми, которых также не хватало в пределах 30–40% от штатной потребности. Фронтовой и армейский тыл предполагалось развернуть на 15-й день мобилизации. 8. Укрепленные районы (табл. 1.9), История фортификационных сооружений знала свои приливы и отливы. Быстрое разрушение тяжелой немецкой артиллерией в 1914 г. бельгийских крепостей Льеж и Намюр поначалу подорвало веру в крепости и фортификационные сооружения вообще. С фортов Вердена даже начали снимать вооружение. Однако вскоре вера в бетонные казематы была восстановлена в кровавой мясорубке, развернувшейся в 1916 г. вокруг фортов Вердена. Форты Дуомон Во горами трупов вокруг своих стен вновь возродили интерес к укреплению важных направлений. После войны 1914–1918 гг. разразился своего рода бум постройки всевозможных «линий». Разные страны начали строить вдоль границ с соседями цепочки мрачных бетонных коробок. «Линия Энкеля», «линия Маннергейма» в Финляндии, возрождение Льежа и Намюра в Бельгии, «линия Бенеша» в Чехословакии, постройка Западного вала и Восточного вала в Германии сразу после отказа от ограничений Версаля. Свою «линию» соорудили даже в тихой Швейцарии. Правда, в этой стране постройка ДОТов была скорее средством борьбы с безработицей после депрессии начала 30-х. Венцом «линиестроительства» была, разумеется, «линия Мажино», наиболее масштабная и знаменитая постройка межвоенного периода. [93] Не остался в стороне от тенденции постройки «линий» и Советский Союз. 9 декабря 1936 г. газета «Сегодня», издававшаяся в Риге, вышла с заголовком «Сталин построил «линию Мажино» в СССР». Материал был подготовлен корреспондентом варшавского представительства английской газеты «Дейли экспресс». Газета сообщала о сооружении в СССР линии обороны протяженностью в 3000 км. Так мировая общественность узнала о фортификационных сооружениях, которые получили название «линии Сталина». Это был, как бы мы сказали сегодня, «серый пиар» Сталина, направленный на закрепление заключенных в 1936 г. союзнических договоров с Францией и Чехословакией. До этого об укреплениях на границе СССР знали только специалисты. Строительство долговременных укреплений на старой границе проходило в два этапа. В 1927–1937 гг. на западной границе и в ближайшей оперативной глубине было построено 13 укрепленных районов, из них на территории КОВО были построены семь: Коростеньский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилев-Ямпольский, Киевский, Рыбницкий и Тираспольский. В 1938–1939 гг. на западной границе началось возведение еще 8 укрепрайонов, из которых пять — Шепетовский, Изяславский, Староконстан-тиновский, Остропольский и Каменец-Подольский — располагались на Украине. Однако их строительство не было завершено в связи со смещением в 1939 г. линии государственной границы на Запад. С «линией Сталина» связана и одна из легенд советской историографии. Например, в ответ на вопросы о ней читателей в «Военно-историческом журнале» в свое время было написано следующее: «В буржуазной литературе по истории Второй мировой войны при описании борьбы на советско-германском фронте широко употребляется термин «Линия Сталина». *...** При этом подчеркивается, что эта линия была быстро прорвана немецко-фашистскими войсками. В действительности никакой оборонительной линии под названием «Линия Сталина» никогда не существовало»{96}. С тем же успехом финны могли отрицать существование «линии Маннергейма», которая самими финнами так никогда не называлась. Или чехи отрицать существование «линии Бенеша», названной так немцами. Далее автор статьи, полковник К. Черемухин, пишет: «Большая часть сооружений была засыпана землей»{97}. [94] Понять стремление дать простое объяснение сложной проблемы можно, оправдать — нет. Не отставали от советских историков и диссиденты: «И накануне самой войны — весной 1941 года — загремели мощные взрывы по всей 1200-километровой линии укреплений. Могучие железобетонные капониры и полукапониры, трех-, двух — и одноамбразурные огневые точки, командные и наблюдательные пункты — десятки тысяч долговременных оборонительных сооружений были подняты в воздух по личному приказу Сталина»{98}. Все было куда прозаичнее. ДОТы никто не взрывал и землей не засыпал. Было приказано «все существующие боевые сооружения в упраздняемых районах законсервировать, организовав их охрану». Прежде всего снимались вооружение, боеприпасы, перископы, телефонные аппараты и различное имущество. Все это должно было размещаться на складах «в полной боевой готовности к выброске на рубеж»{99}. Байка про взорванную «линию Сталина» была пущена в оборот Н.С. Хрущевым, который отвечал в 1938–1940 гг. за обороноспособность УР КОВО и ОдВО и был вынужден придумать какое-то вразумительное объяснение тому, что немецкие войска преодолели возведенную под его руководством «линию Сталина» за несколько дней. Ему ничего больше не оставалось, как выдумать историю про взрыв или засыпание укреплений. Все было куда прозаичнее. У долговременных огневых сооружений на старой советской границе были и органические недостатки, снижавшие их боевые возможности. Во-первых, лишь 10% сооружений были артиллерийскими. Остальные 90% были пулеметными, что снижало их возможности в поединке с танками. Во-вторых, большинство сооружений «линии Сталина» было с амбразурами фронтального огня. Поясню в двух словах, о чем идет речь. Привычно для нас представлять себе ДОТ с амбразурой, обращенной в сторону наступающего противника. Однако у такого расположения амбразуры есть существенный недостаток: ее легко поразить выстрелом из орудия с дальней дистанции. Обычно это и делали с помощью полевых, а немцы — и зенитных орудий. [95] Чтобы избежать этого, были придуманы так называемые «казематы Ле Бурже», амбразуры которых смотрели не в сторону противника, а вбок или даже слегка назад. К противнику была обращена глухая стена, обсыпанная землей и камнями. Наступающая пехота противника в этом случае попадала под фланговый огонь ДОТа при продвижении вперед. Именно ДОТы- «миллионники» с казематами Ле Бурже стали непреодолимым препятствием для РККА в декабре 1939 г. на Карельском перешейке. В-третьих, сооружения на линии старой границы были рассчитаны на сопротивление снарядам 122–152-мм калибра. Наконец, проблемой всех советских укрепленных районов нашей страны была протяженность прикрываемой территории. Для сравнения: на «линии Маннергейма» было 214 долговременных сооружений на 140 км, или 1,5 ДОС на километр. «Линия Мажино» имела около 5800 ДОС в 300 узлах обороны и протяженность 400 км (плотность 14 ДОС на километр), «линия Зигфрида» — 16 000 фортификационных сооружений (разумеется, послабее французских) на фронте 500 км (плотность 32 сооружения на километр). То есть «линия Сталина» — это 3817 ДОС на 2076 км, или всего 1,84 сооружения на километр в расчете на всю линию. Лучшие показатели — это 2,3 сооружения на километр в Новоград-Волынском УРе, 2,5 ДОС на километр в Коростеньском и Киевском УРах, 2,9 ДОС на километр в Летичевском УРе. Но и диссидент П.Г. Григоренко, и советский полковник К. Черемухин не видели или, точнее, не хотели видеть действительное положение вещей. Один обличал «режим», второй доказывал, что «советское — значит отличное». Доверие к отечественной военной историографии было подорвано именно такими «деталями», нежеланием видеть очевидное. На нашу землю в 1941 г. вступил сильный и хорошо подготовленный противник. Противник, навыки которого по непонятным причинам занижались. Между тем немецкие войска имели опыт взлома «продолжения» «линии Мажино»: Ла Ферте 17–19 мая и Мобежа 20–23 мая 1940 г., опыт успешных боев на самой линии в июле 1940 г. (операции «Тигр» и «Медведь»). Всем известен захват бельгийского форта Эбен-Эмаэль десантниками, но мало кто помнит, что это был лишь эпизод в сражении за укрепления Бельгии. Помимо Эбен-Эмаэля, были бои за форты Бушерон и Обин-Невшато, которые сокрушали группами саперов с огнеметами и зарядами взрывчатки и артиллерией калибра до 420-мм. [96] Не следует также забывать, что у стен Вердена и на опутанных проволокой полях Первой мировой немцами была выработана тактика штурмовых групп, ставшая одним из ноу-хау вермахта. На страницах этой книги мы постараемся рассказать историю боев на линии старой границы как историю рухнувшей надежды задержать продвижение немецких войск в глубь страны. О том, как выдержал атаки немецких войск, несмотря на указанные в вышеприведенных документах недостатки, Киевский УР. Как танковые дивизии немецких XXXXVIII и III моторизованных корпусов взломали оборону «линии Сталина» на житомирском и бердичевском направлениях, резко изменив оперативную обстановку на Юго-Западном фронте в июле 1941 г. Как защищали Коростеньский УР соединения 5-й армии М.И. Потапова. Как проломили Летичевский УР горно-стрелковые дивизии XXXXIX корпуса 17 армии немцев. Сражение за «линию Сталина» было одним из заметных, но замалчиваемых событий 1941 г. Изменение линии границы в 1939 г. вызвало рекогносцировку и строительство линии укреплений на новой границе, получившей название «линия Молотова», в честь В.М. Молотова, заключившего советско-германский пакт в августе 1939 г. и тем самым ставшего «виновником» смещения линии границы. Не слишком удачный опыт боев в УРах на Карельском перешейке резко поднял ценность фортификации в глазах советского командования. В итоге летом 1940 г. была заложена система УРов, по количеству сооружений не уступающая «линии Мажино». Цифры говорят сами за себя, по плану «линия Молотова» состояла из 5807 сооружений, «линия Мажино» — это около 5600 сооружений, «линия Сталина» — это 3817 сооружений, из которых были построено 3279. Причем на новой границе строились более совершенные укрепления с казематами Ле Бурже, почти половина из которых должны были стать артиллерийскими. Да и боевые характеристики самих сооружений было несравнимо выше. Укрепления «линии Сталина» по сравнению с ДОС «линии Молотова» были словно Т-26 рядом с Т-34. Если обратиться к сухим цифрам, то типовой пулеметный ДОТ КиУР на «линии Сталина» имел толщину стен 1,2 м, перекрытий 86–102 см, двухэтажные пулеметные ДОТы имели толщину стен до 1,5 м, а перекрытий до 1,4 м. [97] Считалось, что такой ДОТ способен противостоять только снарядам калибра 105–122 мм. В докладной записке заместителя наркома внутренних дел Украины Кобулова от 11 января 1939 г. об устойчивости сооружений Тираспольского УРа сказано следующее: «Достаточно 203-мм снарядов или двух-трех попаданий в напольную стену 47– или 75-мм снарядов бризантного действия, как сооружение будет выведено из строя»{102}. ДОТы на «линии Молотова» были защищены стенами толщиной 1,5–1,8 м, а толщина перекрытий — до 2,5 м. Высокую оценку немцев получили и шаровые установки 76,2-мм канонирных орудий Л-17, эффективно защищавшие гарнизоны артиллерийских ДОТов от огнеметов. Если лишь небольшая часть ДОС «линии Сталина» была артиллерийской, то на «линии Молотова» орудиями калибра 76,2 и 45 мм предполагалось вооружить почти половину сооружений. Кроме того, УРы «линии Молотова», помимо 45-мм и 76,2-мм орудий, установленных в ДОТах, имели и собственные артиллерийские части. Например, в составе Владимир-Волынского УРа были 92-й и 85-й отдельные артиллерийские дивизионы. Каждый из этих дивизионов насчитывал 650 человек личного состава, три батареи и оснащался двенадцатью 152-мм гаубицами образца 1909–1930 г{103}.