Т.к. ссылка на текст статьи не работает, привожу статью полностью
Все основные тезисы Лариной через 2 года - в 2004 фактически полностью подтвердила авторитетная газета "The Financial Times" (Великобритания) статьей Дженнифер Хьюз (Jennifer Hughes) "Компьютер занимает торговую площадку".
Компьютер занимает торговую площадку
Дженнифер Хьюз (Jennifer Hughes)
Говорят, что когда электронная торговля только-только явила миру свое лицо, валютные трейдеры переживали, что биржевая торговля лишится человеческого фактора, и ворчали про себя, что компьютер уж точно невозможно будет послать за пивом.
Еще 10 лет назад сделка считалась заключенной, стоило лишь трейдеру рявкнуть «готово» в одну из множества телефонных трубок, прикрепленных к его столу. Этот крик тонул в гаме ему подобных, а в это время через систему громкой связи фирмы Танной, известной как «громкоговоритель» или «hoot&holler», брокер постоянно озвучивал текущие цены.
«Было чертовски шумно и чертовски здорово», — вспоминает бывший дилер, с точки зрения которого с приходом технологии рынок лишился немалой части своей индивидуальности.
Сегодня грохота и гама вы больше не услышите. Им на смену пришел равномерный постоянный гул. Трейдеры не сводят глаз одновременно с нескольких экранов и обмениваются информацией по электронным каналам, а по «hoot&holler» звучат оценки аналитиков последних экономических данных. Шум переместился в бары, где по-прежнему выпивается немало пива.
Первая электронная брокерская система была разработана фирмой Reuters в 1982 г. для межбанковского рынка, на котором проводилось большая часть валютных операций. В 1989 г. была запущена дилинговая коммуникационная система, а в 1992-м — платформа, позволявшая анонимно «подбирать» агентов и контрагентов сделки.
С первыми признаками серьезной конкуренции Reuters столкнулась только в 1993 г. со вступлением в действие Электронной брокерской службы (EBS) — площадки, принадлежащей нескольким крупным банкам и созданной с явной целью не допустить того, чтобы Reuters заняла монопольное положение на этом рынке. В настоящее время обе эти площадки имеют прочные позиции и доминируют на межбанковском рынке, но теперь конкуренцию им составляет Интернет, где на целом ряде порталов клиентам предоставляется возможность провести сделку немедленно — здесь и сейчас.
Если рассматривать их с точки зрения объемов торговли, онлайновые биржевые площадки выглядят мелкой рыбешкой по сравнению с гигантами. EBS утверждает, что в среднем объемы осуществляемой через нее торговли достигают $100 млрд., в то время как на самых крупных платформах, созданных на интернет-ресурсах, объемы операций в среднем составляют $15—20 млрд. Впрочем, есть и другие мнения. По прикидкам Джастина Треннера (Justyn Trenner) из ClientKnowledge, совокупный объем он-лайновой торговли сегодня равняется $100 млрд. в день, при этом в секторе наблюдается бурный рост.
Такие онлайновые биржи как FXAll, Hotspot FXi и e-Speed спешат опровергнуть предположения о том, что они вступили в прямую конкуренцию с гигантами. На самом деле, по их утверждению, они предлагают другим участникам рынка, таким так руководители финансовых отделов корпораций или инвестиционные менеджеры, торговать напрямую, не вступая в привычные отношения с банками.
Если с приходом на межбанковский рынок электронных технологий небольшие банки смогли воспользоваться большей ценовой прозрачностью, последнее поколение интернет-площадок делает примерно то же для клиентов этих банков.
«Мы не собираемся выходить на межбанковский рынок, а занимаем пространство, где банки имеют дело напрямую с клиентами», — объясняет руководитель валютной интернет-биржи Hotspot Джон Эли (John Eley). По его словам, теперь клиенты банков, которым, чтобы узнать котировки, раньше приходилось звонить трем или четырем дилерам, теперь могут сами в секунду выяснить их, загрузившись на интернет-портал, а потом самостоятельно заключить сделку.
«Мультибанковские порталы снижают барьеры для валютных операций с участием третьих лиц, уменьшая издержки и снижая риски», — добавляет главный маркетолог FXAll Марк Вормз (Mark Warms). Он отмечает, что объемы операций, проведенных с его площадки хеджевыми фондами, увеличились втрое.
Глава отдела валютных операций Чикагской товарной биржи (CME) Рик Сиарз (Rick Sears) утверждает, что объемы операций с валютными продуктами резко выросли из-за того, что благодаря новой электронной платформе Globex инвесторы могут проводить операции с фьючерсными контрактами 24 часа в сутки. Примерно 40—45% участников валютного рынка на CME — это консультанты по торговым операциям (CTAs) и хеджевые фонды.
«Эти 2 группы участников рынка сейчас чувствуют себя намного комфортнее и увереннее при осуществлении сделок по электронным каналам. Раньше они переживали по поводу того, будут ли их заявки исполнены, но сейчас электронная биржевая торговля становится все более популярной», — говорит он.
Значительный рост количества он-лайновых биржевых площадок и тот факт, что выжило несколько различных моделей электронной торговли валютными ресурсами, превзошли ожидания многих экспертов. По первоначальным предположениям, мультибанковские порталы наподобие FXAll, предлагающей котировки от достаточно большого количества банков, должны были обойти площадки, созданные при каком-то одном банке. В действительности же и те, и другие растут быстрыми темпами. В результатах проведенного недавно американской консалтинговой группой Greenwich Associates опроса FXAll и торговые площадки, созданные при инвестиционном банке UBS, возглавляют список лидеров он-лайновой биржевой торговли валютными ценностями.
Поначалу существовали опасения, что внезапный всплеск активности трейдинговых интернет-площадок фрагментирует ликвидность и тем самым затормозит торговлю, но пока этого не произошло. «На самом деле, на одном и том же рынке просто появилось больше каналов для осуществления операций, поскольку цены на той или иной платформе совершенно ничем не отличаются», — говорит глобальный глава отдела валютных операций UBS Фабиан Ши (Fabian Shey).
По мнению г-на Треннера, в общем концентрация валютообменных операций в трех глобальных центрах — Токио, Лондоне и Нью-Йорке, — и проведенная в банковском секторе реорганизация, позволяющая им теперь не отставать от лидеров, напротив, способствовали консолидации ликвидности.
Когда EBS только-только появилась, среди дилеров царила озабоченность тем, что уходит в прошлое рынкообразующая роль голосовых брокеров и дилеров. Они опасались, что необязательность называть обе цены — покупателя и продавца — может привести к снижению ликвидности в кризисные моменты, когда дилеры с удовольствием принимают цены и гораздо менее охотно их заявляют.
Прошло 11 лет, и за это время рынок не ощутил серьезных проблем. Существует очень немного свидетельств того, чтобы цены просачивались через установленный интервал — когда новый спред между предложением и спросом не перекрывает последнюю заявленную цену.
По утверждению главного управляющего EBS Джэка Джеффри, относительная равномерность колебания цен служит доказательством того, что рынок существенно эволюционировал с приходом на него и развитием электронных биржевых технологий.
«Рынок настолько ликвиден, и на нем существует столько разнообразных мнений и течений, что изменился сам рынкообразующий механизм, — говорит он. — Сейчас речь идет о том, чтобы в нем участвовать. Если вы участник рынка, вы укрепляете ликвидность, а не только получаете свою выгоду».
Кое-кто, правда, по-прежнему переживает, что сегодняшняя зависимость рынка от технологий оставляет его на милость компьютерных серверов. Впрочем, перегрузки и перебои с электричеством происходят чрезвычайно редко, и те, кто играет на этом рынке достаточно давно, не склонны переоценивать присутствующие в их деятельности риски.
«Да, риски действительно существуют, но рынок очень быстро к ним приспосабливается», — считает руководитель отдела валютных операций в Standard Chartered Ник Бикрофт (Nick Beecroft).
«Даже если случится серьезная технологическая неприятность, есть масса мест, куда можно обратиться, чтобы ваши интересы не пострадали — от брокерских фирм до торговых залов на биржах. Всего-то и нужно, что пересадить брокеров от электронных терминалов назад на телефоны. Валютный рынок чрезвычайно гибкий и легко приспосабливается к изменениям».
Похоже, пока еще слишком рано переживать, что человеческий фактор навсегда ушел из биржевых операций