В последние десятилетия от стран- поставщиков нефти на мировые рынки требовались гарантии бесперебойных поставок, и на достаточно длительный срок. Эти условия можно обеспечивать бесперебойными инвестициями в нефтедобычу, и стабильностью политической системы. При этом все время мы видели ситуации, когда кем-то из неосновных производителей нефти жертвовали ради поддержания баланса на рынке (вспомните события 2-3 летней давности на Ближнем Востоке, и более ранние в Африке и странах Мексиканского залива) , но в целом мировая система нефтедобычи оставалась в устойчивом состоянии. А с началом "арабской весны" основные поставщики из Персидского залива смогли заметно и безболезненно увеличить расходы на поддержание уровня жизни населения.
Текущее падение цены на нефть резко увеличивает риски социально-политической нестабильности в ряде ключевых регионов нефтедобычи. Бюджеты нефтедобывающих арабских стран свёрстаны из расчета $70-80 за баррель. Сокращение доходов или вынудит их урезать свои расходы, или изымать средства из суверенных фондов - а вот это уже грозит весьма неприятными последствиями для стран-потребителей нефти.
До 30% доходов, получаемых экспортерами нефти, возвращалось в финансовые системы развитых стран-потребителей. Средства таких фондов, как российский ФНБ, Нефтяной фонд Норвегии, суверенные фонды Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии и другие насчитывают сотни миллиардов долларов, а их совокупный объём сопоставим с ВВП крупнейших стран. Львиная доля этих средств уходила в облигации развитых стран, которые имеют высшие инвестиционные рейтинги. Проценты от этих доходов также инвестировались в соответствующие бонды.
Обвал котировок нефти лишает добывающие страны излишков, которыми они финансировали бюджетные дефициты США, европейских стран и Японии, - стран - потребителей нефти. Для Японии и ряда европейских государств иссякающий денежный поток замещается количественными программами Банка Японии и ЕЦБ. А вот для США реальность куда менее приятна: ФРС свернула свою количественную программу и финансирует бюджетный дефицит лишь из процентного дохода облигаций на своем балансе. Вполне очевидно, что при некотором ухудшении экономических условий в США вновь начнёт расти бюджетный дефицит, для которого потребуются дополнительные денежные резервы.
Проблемы финансов на этом не заканчиваются. За последние десять лет рыночная доля облигаций мусорной категории и низших инвестиционных рейтингов, выпущенных нефтегазовыми компаниями США, увеличилась с 5% до 15-16%, превысив $200 млрд. Некоторые эксперты озвучивали сумму в $300 млрд. Инвестиционные банки забили тревогу уже на подходе котировок WTI к диапазону $75-80 за баррель.
В конце октября банк Goldman Sachs писал в аналитическом обзоре, что падение цены на нефть ниже $75 окажет мультипликативный эффект на всю экономику США. Значительная доля сланцевых проектов станет низкорентабельной, или убыточной, что резко повысит риски дефолта по корпоративным облигациям, как класс ликвидирует обратные выкупы акций и дивиденды этих компаний. Отмена инвестиций приведёт к сокращению заказов на оборудование, а свёртывание проектов - к сокращению занятости в чувствительных к этому фактору штатах.
На месторождениях Bakken и Eagle Ford уровень рентабельности считается одним из самых низких в США и составляет около $65-67 за баррель. В других штатах себестоимость добычи возрастает до $80-100. Цена выше $100 за баррель с перспективой роста, или сохранения, воспринимается благосклонно, и до лета 2014 года до 20% которых уходили на сланцевые проекты в США. Обвал котировок нефти приведет как к сокращению инвестиций, вложений, так и к желанию избавиться от рискованных активов.
В финансовые СМИ просочилась информация об уязвимых позициях банков Barclays и Wells Fargo. Пусть заявленные суммы потенциальных убытков не превышают $1 млрд, но они могут оказаться первой ласточкой вполне ощутимого долгового кризиса. При этом можно не ждать несколько лет, так как ожидания на финансовом рынке бывают важнее самого факта дефолта. С учётом залогов и структурных продуктов (вроде известных по кризису 2007 года ипотечных CDS, но на сей раз для финансирования сланцевых проектов), обвал в мусорных нефтегазовых облигациях может перерасти в снежный ком.
Главы Continental Resources на фоне котировок $65 за баррель WTI. Гарольд Хамм говорил о безусловном сокращении добычи на сланцевых проектах, хотя ещё во время недавней презентаций для инвесторов клялся в выгодности производства при $50 за баррель. Второе предупреждение уже пришло из области статистики - в октябре число выданных разрешений на бурение новых скважин сократилось на 15%. Наверняка ноябрьский показатель окажется ещё хуже.
Таким образом, можно допустить, что текущий провал цен на нефть является вполне ясным предупреждением для нефтедобычи в США от традиционных производителей. Ещё до заседания ОПЕК в Вене 27 ноября Россия заявляла о возможности снизить добычу на 300 тыс баррелей в сутки. Однако переговоры Саудовской Аравии, Мексики, Венесуэлы и России привели к неожиданным результатам. Сечин крайне удивил финансовых аналитиков США, заявив о терпимости к ценам ниже $70 за баррель. Министр нефти Саудовской Аравии Али Ал-Найми заявил о бесполезности сокращения добычи в ОПЕК, если США продолжат наращивать объём сланцевых проектов. Поэтому цена быстро упала к отметке $70 за баррель Brent, а также к $65 за баррель WTI, где, по мнению аналитиков Commerzbank, проходит линия убытков большинства сланцевых производителей.
Сила Саудовской Аравии не только в том, что она может играть объемом добычи, но и в устойчивости к длительным ценовым спадам. С учётом подпорченных отношений Эр-Рияда с Вашингтоном можно предполагать, что наблюдаемый нами текущий обвал на рынке нефти может иметь своей целью "воспитание" сланцевой индустрии Северной Америки, включая сверхгрязный проект нефтяных песков Альберты. Саудиты не хотят терять свое влияние на США через нефтяной рычаг. Может, мы видим начало повторения истории восьмидесятых, но основная цель - США ?