- взаимная симпатия (приятность взаимного общения)
- взаимопонимание
- открытость (не скажут «это не твоё дело»)
- откровенность, искренность и бескорыстие
- доверительность
- активная взаимопомощь
- общность интересов и увлечений
- единство ценностей.
Как все начинается.
Первые друзья у нас появляются в раннем детстве, «накапливаем» друзей в юности, а в зрелом возрасте мы сближаемся с незнакомыми людьми гораздо сложнее, нам сложнее привыкнуть к новому спутнику жизни. Каждый в дружбу привносит то, что у него есть, свой багаж.
Считается, что дети до года не проявляют особых чувств, показывающих их заинтересованность в дружбе.
Однако, младенцы уже в раннем возрасте способны проявлять некоторые поведенческие модели, которые ведут к дружбе.
Как дети проявляют желание дружить, как они дружат в зависимости от возраста:
От рождения до 11 месяцев
Дети начинают тянуться друг к другу.
Когда один начинает плакать, другой присоединяется.
Дети выделяют понравившегося им ребенка и смотрят на него, улыбаясь.
Дети познают, что такое взаимодействие – «я делаю одно, а ты - другое; я делаю это, а ты-то».
От года до двух лет
Малышей привлекают люди, которые заняты с ними одним делом.
Дети проявляют интерес к людям, не относящимся к их семейному кругу.
Дети могут создавать «сходства», когда хотят пообщаться с незнакомым ребенком. Например, если один малыш держит кранный мяч, второй тоже возьмет красный мяч.
Дети могут подходить друг к другу, рассматривать, трогать друг друга, производить забавные звуки или даже стукнуть кулачком.
Вы можете заметить, как ребенок на языке тела показывает свою радость при виде своего друга.
Дети могут взаимодействовать друг с другом без слов, напоминая тем самым супругов, которые долго прожили вместе и понимают друг друга без слов.
В этом возрасте начинают проявляться собственнические интересы, поэтому объекты, с которыми играют дети, становятся очень важными.
Конфликты неизбежны, так как малыши еще не научились принимать точку зрения другого человека.
Дети играют, копируя увиденные действия взрослых и детей.
3 года
Взаимодействие детей становится более сложным. Они вместе играют с игрушками и в разные игры, учатся делиться друг с другом.
Развитие речи и социальных навыков переводит дружеские отношения на новый уровень.
Дружба меняется от "совместной активности" к "совместному времяпровождению" Ролевые игры становятся самым распространенным видом игровой деятельности в этом возрасте.
7-11 лет
время игры удлиняется и дети как бы обособляются. Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать.
Но самое главное теперь – стремление завоевать уважение сверстника. 7-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют.
В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит. Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и “агрессоры”. Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень.
Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство “доверия к миру”, которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д.
Последнее время наметилась довольно тревожная тенденция – младшие школьники как будто разучились играть вместе. Их контакты кратковременны, малосодержательны и непродуктивны, словно у них начисто пропал дар общения с себе подобными. В ряду главных причин психологи в первую очередь выделяют демографический кризис: многие дети растут без братьев и сестер. Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентируется на коллективные формы игры. Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.
Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.
Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг. Гуляя с маленьким сыном в скверике, куда приводили на прогулку детей из ближайшего детского сада, среди копошащихся в песочнице малышей я каждый раз замечала очаровательную чернокожую девочку: она, нахохлившись, сидела в сторонке и непрерывно беззвучно плакала. Детям она была просто непонятна и неинтересна, так как плохо говорила по-русски, и они ее как бы не замечали. Молоденькая воспитательница время от времени с упреком обращалась к ней: “Нора, ну что ты все время плачешь, иди поиграй”. Нора продолжала плакать.
Но вот уже зимой детей на прогулку вывела немолодая нянечка. Ей явно не давало покоя грустное уединение Норы. Она не стала ее утешать, а взяла за ручку и водила по площадке, приговаривая: “Вот мы с Норочкой Сереже шарф поправим, а Диме скажем, чтобы снег не ел, скажи “снег”, Нора”. “Шнек”, – повторила девочка. Нянечка всплеснула руками, собрала всех в круг и сказала: “Дети, наша Нора выучила новое русское слово – “снег”, давайте мы ей похлопаем, какая она у нас умница”. Дети хлопали, с удивлением и интересом оглядываясь на Нору. Через несколько дней ее было не узнать. Она с визгом носилась со всеми по площадке, быстро перенимала новые русские слова и не испытывала недостатка в товарищах по играм.
Стихийно отношения сверстников не всегда складываются успешно, оставляя зарубки в душе не только “обижаемого”, но и “обидчика”. Но ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.
Так что дорогие взрослые дружба в наших руках и при правильном подходе мы модем вырасти отличного и настоящего друга для кого-то. Ну и что скучно не было давайте немного улыбнемся