Зарубежные инвестиционные фонды
Для большинства граждан самым выгодным способом инвестиций может оказаться
зарубежный инвестиционный фонд. Инвестирование в фонды является один из самых распространенных и эффективных способов вложения свободных средств в современном мире.
Объединение капиталов многих вкладчиков расширяет спектр инвестиционных возможностей за рубежом. Вложения в зарубежные инвестиционные фонды уже долгое время демонстрируют свои преимущества перед остальными способами долгосрочных вложений, помогая избежать обесценивания денег и получать высокий, стабильный доход.
Главным преимуществом зарубежного фонда является возможность использования большего количества различных финансовых инструментов при формировании инвестиционных портфелей (поскольку деятельность фонда, зарегистрированного на территории государств со льготным налогообложением, не так сильно регламентируется государством, в отличие от местных финансовых инвестиционных компаний).
Работа зарубежных фондов строится на продаже своих акций широкому кругу частных лиц и компаний, и дальнейшем инвестировании собранных денег от имени своих акционеров в ценные бумаги, способные обеспечить оптимальное соотношение риска и доходности. Зарубежный фонд - это оптимальный вариант совместить преимущества зарубежных инвестиций с доходностью российского рынка.
Зарубежные паевые инвестиционные фондыПаевые инвестиционные фонды (ПИФ) являются одной из самых динамичных и популярных форм инвестирования. В мире насчитывается огромное разнообразие паевых фондов, свободно доступных для международных инвесторов. Порог для иностранных вложений, как правило, более высокий, чем на российском рынке.
Аналогом отечествиных ПИФов в западной бизнес-терминологии является понятие mutual funds или "взаимные фонды". Появление взаимных фондов многими западными аналитиками оценивается как настоящая революция на финансовых рынках.
Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах. Инвестиционный фонд (ИФ) — это юридическое лицо, которое ведет строго определенную коммерческую деятельность в следующих направлениях: маркетинг
— обеспечивает сбор денег (или чеков) инвесторов; инвестиционный менеджмент
— производит инвестиции собранных денег от имени инвесторов и управляет пакетом бумаг; административная функция заключается в организации выпуска акций, представляющих эквивалентные доли в пакете ценных бумаг фонда.
С точки зрения предприятий-заемщиков инвестиционное финансирование
имеет:
1. Преимущества — если фирма несет убытки, то в отличие от кредита, инвестиционные взносы погашаются в последнюю очередь; пока производство не станет прибыльным, инвестор не будет получать доход.
2. Недостатки — утрата контроля над предприятием; распределение прибыли на пропорциональной основе; большие затраты, связанные с процессом поиска, оформления и самого инвестиционного процесса.
В США ИК известны как закрытые инвестиционные фонды, в Великобритании — как инвестиционные тресты, в Испании — как общества по инвестициям в ценные бумаги, во Франции — как инвестиционные компании с постоянным капиталом.
Основная цель — объединение мелких инвестиций в большие. Это главные постулаты на которых должно строиться законодательство по ИФ. В развитых странах законодательство складывалось постепенно и на основе существующего
законодательства в области бизнеса. Рассмотрим построение государственного регулирования ИФ в различных
странах.
В Германии все регулирование осуществляется централизовано правительственными органами. Преимущества такого регулирования: высокая степень контроля, обеспечивающая правительству максимальное удобство при осуществлении контрольных функций; население оказывается надежно защищенным от банкротств, риск потерять вложенные в ИФ средства оказывается минимальным, он минимизируется гарантиями государства.
Недостатки: в таких условиях появляется мало инноваций, в следствие чего инвесторы имеют небольшой выбор продуктов ИФ; возрастает опасность появления слишком мощных финансовых институтов — монополий; усложняются условия проникновения на рынок новых фирм, что уменьшает их число и снижает возможности выбора для инвесторов.
В Великобритании регулирование деятельности профессионалов фондового рынка максимально отделено от государства. В ходу имеется набор различных правил, которые устанавливаются самими выборными представителями инвестиционного бизнеса.
Преимущества такого подхода: система получается очень гибкой, т.к. предложения по регулированию исходят от высококомпетентных специалистов, хорошо знающих потребности и особенности рынка; правительство делегирует
свои права по регулированию профессионалам и мало вмешивается в их работу; регулирование осуществляется главным образом за счет финансовых воздействий (высокие штрафы за нарушения, наказание путем принудительной оплаты
расходов на комиссии, осуществляющие проверку фирм-нарушителей).
Основные недостатки: ужесточается конкуренция между отдельными участниками финансового рынка; регулирование оказывается относительно дорогим для участников рынка ценных бумаг, т.к. они сами его оплачивают.
В США существуют определенные законодательные рамки, устанавливаемые комиссией по ценным бумагам. На более низком уровне существуют специальные подкомитеты по регулированию. В регулирующих органах доминируют юристы.
Преимущества: регулирование получается достаточно гибким, т.к. привлекаются эксперты; регулирование оказывается простым для понимания, что способствует ее популярности и косвенно рекламирует весь инвестиционный
сектор экономики; появляется возможность индивидуального подхода к каждому участнику рынка ценных бумаг.
Недостатки: одновременно ведется большое количество судебных дел, что затрудняет оперативное разрешение спорных вопросов; в следствие принятия исключительно судебного порядка рассмотрения дел, система получается
неспособной к быстрым и радикальным инвестициям.
История развития и специфика функционирования инвестиционных фондов в зарубежных странах
История развития инвестиционных фондов в мире берет свое начало с первой половины 19 века. Первые инвестиционные фонды были основаны в 1822 году в Бельгии, в 1849 году в Швейцарии и в 1852 году во Франции. В США первый инвестиционный фонд был основан в 1860 году – это был корпоративный инвестиционный фонд.
Первый взаимный фонд в США был основан в Бостоне в 1924 году. Однако в то время взаимные фонды очень тяжело приобретали доверие инвесторов. Вплоть до 50-х годов индустрия взаимных фондов росла очень слабо. Не помогло даже принятие в США закона об инвестициях в 1940 года и закона о трасте в 1939 года. Бурный рост числа взаимных фондов начался только в 1950 году. Уже к 1951 году их количество в Соединённых Штатах превысило 100 единиц, а число акционеров данных фондов – 1 миллион человек.
Наиболее значительное развитие индустрии инвестиционных фондов в США и Европе началось после Второй мировой войны. К концу 20 века инвестиционные фонды стали играть особую роль в экономике развитых стран мира и явились основным субъектом инвестирования сбережений домашних хозяйств. В настоящее время основную часть активов инвестиционных фондов в мире составляют открытые фонды.
В 1990 году активы взаимных фондов в Соединённых Штатах превысили 1 триллион долларов, а в настоящее время достигли 6 трлн. долл. На сегодняшний день количество американских взаимных фондов превышает 6 тысяч.
В посткоммунистических странах, в осуществлении экономических преобразований, ИФ сыграли большую роль в процессе
приватизации. Дальше всех по этому пути пошла Чехословакия, где ваучерные ИФ начали создаваться с сентября 1991г[1].
Правовая основа существования ИФ — ограниченная ответственность.
В последнее десятилетие этот процесс значительно ускорился, несмотря на различные экономические потрясения, которые время от времени будоражат глобальные фондовые рынки (азиатский кризис 1997 г., американский "мыльный пузырь" дот-комов в 2001 г., длительная европейская рецессия 1999-2002 гг. после введения евро и др.).
В целом, объём активов открытых инвестиционных фондов в целом в мире в 2006 году составил почти 22 трлн. долл., а общее число таких фондов составило примерно 61,5 тысяч. Доля США в мировых активах рассматриваемых фондов составила примерно 48%, доля государств Европейского союза – 35%.
В Японии и других странах Азии, инвестиционные фонды развиты слабо, а население этих стран не является столь активным участником инвестиционного процесса, как, например, в США или странах Западной Европы.
Инвестиционные фонды в Европейском союзеРазвитие инвестиционных фондов происходит в странах Евросоюза поступательно как с количественной точки зрения, так и с точки зрения усовершенствования регулирования данного рыночного института в рамках экономического и валютного союза. При этом по многим направлениям Евросоюз выступает мировым лидером, например, представляя более половины всех инвестиционных фондов мира2 (на США приходится лишь 13%3).
Можно с большей долей уверенности полагать, что многие явления и обозначающиеся сегодня тенденции развития инвестиционного фонда как института европейской экономики наиболее прогрессивны по сравнению с остальным миром и в будущем будут выступать ориентирами для других экономик и крупных инвестиционных компаний. Вот почему опыт Европейского союза представляется столь интересным и значимым, в том числе, и для нашей страны, где инвестиционные фонды недавно отметили свое 10-летие.
С точки зрения развития экономики, инвестиционные фонды финансируют до 17% капитализации рынка акций (Швеция), положительно влияя на развитие национального фондового рынка и давая компаниям возможность организации важного источника поступления средств - проведения размещений акций. Особенно это важно для развивающихся европейских стран, где основным иностранным инвестором, прежде всего, являются зарубежные инвестиционные фонды. В некоторых странах - членах ЕС на иностранные вливания приходится порядка 50-60% капитализации рынка (Финляндия, Словакия и др.). Для сравнения: в России эта цифра составляет примерно 60-70%.
БОГАТСТВО ВЫБОРА ЕВРОПЕЙСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ Сегодня европейскому инвестору в значительной степени благодаря развитому рынку инвестиционных фондов в ЕС доступно огромное количество самых разнообразных фондов. С точки зрения ликвидности, в странах Европейского союза фонды делятся на открытые (open-ended), позволяющие инвестору проводить операции со своими вложениями в любой рабочий день, и закрытые (closed-ended), где средства возвращаются инвестору только в конце срока действия фонда. Для закрытых инвестиционных фондов также характерна регулярная выплата инвестиционного дохода (часто раз в год).
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В ЕС Далеко не последнюю роль в столь глубокой классификации и видовом богатстве инвестиционных фондов в Евросоюзе сыграла четко отработанная правовая сторона создания и функционирования фондов. В течение десятилетий претерпевая различные изменения, адаптируясь к существующим практикам делового оборота, совершенствуясь и устраняя юридические пробелы и погрешности, современная законодательная база позволяет работать институту коллективного инвестирования (который включает и инвестиционные фонды) с бесперебойностью швейцарских часов. Для общеевропейского уровня еще остается ряд задач, которые необходимо решить для гармонизации и финансовой интеграции стран - членов ЕС, а в конечном счете для создания единого рынка финансовых услуг.
Данные законодательные инициативы пока еще не успели продемонстрировать свою эффективность, но, тем не менее, на них возлагаются серьезные надежды на пути достижения единого рынка финансовых услуг, в том числе и в сфере инвестиционных фондов.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ ЕС Статистические данные свидетельствуют о высокой степени популярности инвестиционных фондов в большинстве экономик стран - членов ЕС - 2712. На конец 2006 г. сумма чистых активов инвестиционных фондов даже превысила половину общеевропейского ВВП и достигла почти 7,5 трлн долл. Масштаб цифр позволяет подтвердить вывод о серьезной роли инвестиционных фондов в экономике Евросоюза, о значительной зрелости европейского рынка коллективного инвестирования, в отличие, например, от российского, где фонды располагают суммой, едва перекрывающей 0,3% ВВП.
Другое важное наблюдение связано с крайней неоднородностью популярности фондов по европейским странам (если принять по умолчанию приблизительно одинаковый уровень развития национальных фондовых рынков). Сумма чистых активов немецких инвестиционных фондов несколько превышает 13% от ВВП Германии, в то время как у Франции этот показатель достиг почти 92%. Вероятно, с одной стороны, это влияние национального менталитета (неприязнь к риску), а с другой - сказываются использующиеся практики делового оборота в том, что касается привлечения финансирования в компанию. Тем не менее 13% для Германии - уровень относительно высокий, особенно принимая во внимание объемы ВВП Германии (более 2,5 трлн долл.),которая занимает лидирующее положение в ЕС по этому важнейшему макроэкономическому показателю.
В целом среди стран - лидеров по СЧА инвестиционных фондов можно назвать Люксембург, Францию, Великобританию, Ирландию и Италию.
Значительный интерес вызывает также динамика СЧА за последние 7 лет. Наиболее успешными являются Дания, Финляндия, Ирландия, Люксембург, Польша и Румыния. Год от года инвестиционные фонды этих стран стабильно растут. Однако, возможно, данный факт свидетельствует о незначительном участии иностранного капитала в активах их инвестиционных фондов или связан с определенными законодательными ограничениями такого участия.
В целом для Европейского союза характерен поступательный рост популярности инвестиционных фондов с разной степенью активности по годам. При этом во многих странах - членах ЕС растет доля участия инвестиционных фондов в структуре держателей акций на национальных фондовых биржах. Речь идет о Франции, Польше, Португалии, Словакии, Швеции и Великобритании. Инвестиционные фонды увеличивают свое влияние на вторичное обращение акций, укрепляя возможности компаний по привлечению средств за счет проведения размещений акций.
Таким образом, рынок инвестиционных фондов Европейского союза чувствует себя позитивно, с каждым годом уверенно увеличивая масштабы своего влияния на европейскую экономику, несмотря на существующие страновые различия развития сферы коллективных инвестиций. Год от года инвестиционные фонды становятся все более интересным предметом обсуждения среди не только искушенных инвесторов и профессионалов, но также и простых европейских семей. Степень участия коллективного инвестирования в экономике Евросоюза стабильно повышается, абсолютные показатели растут. За последние 7 лет сумма чистых активов европейских фондов увеличилась более чем в 4 раза. В определенной степени можно говорить, что инвестиционные фонды для многих стран (особенно стран бывшего соцлагеря) являются новым явлением, плохо изученным, не ставшим еще чем-то обычным, как, например, банковский депозит. С другой стороны, для большинства европейских стран коллективное инвестирование уже несколько десятилетий признается распространенной практикой, хорошо себя зарекомендовавшей. Это не может не подогревать интерес к изучению данной проблематики, анализу опыта развитых стран Евросоюза и стремлению выявить определенные направления развития данного сегмента современной экономики.
Злоупотребление иностранных инвест. фондов. Рассмотрим типичные формы проявления недобросовестности иностранных инвесторов (также инвест фондов), наиболее характерные для зарубежных инвесторов — активных участников инвестиционного рынка стран с переходной экономикой.
1.Спекулятивная покупка иностранным инвестором предприятия (или скупка всех его акций) с целью дальнейшей перепродажи на фондовом рынке. Негативные последствия таких действий заключается в том, что производство на некоторый срок получает не настоящего хозяина, а временщика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2.Стремление иностранного инвестора получить прибыль с предприятия- реципиента любой ценой и в течение короткого промежутка времени. В этом случае инвестор стремиться использовать инвестируемые предприятия на 100% путем введения системы жесткой экономии расходов, изнурительных и интенсивных условий труда для работников и оборудования. Это может привести к эрозии социальной сферы предприятия, массовым увольнениям работников, деградации производственной базы и т.д.
3.Стремление иностранного инвестора закрыть и свернуть местное производство с целью переноса его за границу и ограничения предложения, с тем, чтобы обеспечить выгоду зарубежным предприятиям. Часто это делается путем покупки
местных предприятий.
4.Вытеснение с местного рынка отечественного товаропроизводителя и установление на нем собственного монопольного положения.
5.Стремление иностранного инвестора приобрести конкретное предприятие, поскольку оно владеет конкурентоспособными на мировых рынках технологиями, ноу-хау. Последствием может стать высокая вероятность утраты деловым сообществом приоритета в соответствующих отраслях на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому государство должно стимулировать развитие подобных предприятий, по возможности избегая в первую очередь иностранного инвестирования, если таковое способно привести к утрате государственного контроля на предприятием.
6.Преобразование инвестируемого предприятия вследствие иностранного инвестирования в зависимый технологический придаток зарубежной компании, который не способен к самостоятельному развитию. Со стороны иностранного инвестора такие действия могут осуществляться, например, путем проведения жесткой политики относительно предприятия, попавшего в финансовую зависимость от иностранного кредитора.
7.Следование иностранного инвестора не экономическим, а военным целям, когда за этим стоят соответствующие структуры той или иной страны. Наиболее часто это проявляется в стремлении инвестировать предприятия ВПК, которые в прошлом были связаны с оборонным комплексом страны.
8.Разворачивание на отечественном рынке экологически опасных производств, запрещенных в развитых странах Запада, и превращением территории страны - реципиента в свалку экологически опасных отходов. Иностранных инвесторов в первую очередь интересуют дешевые источники сырья, низкая стоимость рабочей силы и возможности размещения производств, загрязняющих окружающую среду. Все это будет способствовать существенному понижению производственных затрат и повышению нормы прибыли недобросовестных инвесторов.
Таким образом, иностранные инвестиции включая и вложения инвест. фондов которые работают методом прямих инвестиций оказывают двойственное влияние на социально-экономическую структуру страны, принимающей инвестиции. С одной стороны, они стимулируют развитие отдельных отраслей и производств, привнося новые технологии, управленческий и организационный опыт. С другой
— часто порождают острые хозяйственные диспропорции, социальные конфликты, препятствуя развитию местного предпринимательства, создавая предпосылки для сохранения и углубления в будущем иностранного инвестирования и для появления социально экономической отсталости и зависимости.
Поэтому первоочередным заданием государственных органов управления является разработка новых и усовершенствование существующих концептуальных элементов современной инвестиционной политики.
Сообщение изменено: rsleta, 08 Июнь 2009 - 08:07 .